Невидимая опасность. Где находятся «мертвые зоны» у машины?

Так называемые «слепые» или «мертвые» зоны в автомобиле могут сыграть злую шутку не только с начинающими водителями, но и с бывалыми автомобилистами с большим стажем. Ведь добиться идеального обзора невозможно во многих машинах из-за особенностей длинного кузова. Разбираемся, что может ускользнуть из внимания водителя и как стоит вести себя на дороге, чтобы не спровоцировать ДТП.

   
   

Радары и сферические зеркала

Зеркала имеют ограниченные сектора просмотра, и через них не всегда можно заглянуть в крайние уголки многополосной дороги. Как правило, там и скрывается опасность.

Машины в потоке едут не строго рядами, а часто в шахматном порядке, оставляя между собой промежутки по диагонали. Так выходит, что именно эти места и оказываются вне зоны просматриваемых секторов зеркал. Если водитель не видит соседнюю машину, то велик риск столкновения при маневрировании. И плохой обзор часто становится причиной ДТП. «Мертвыми зонами» как раз и называют эти непросматриваемые участки.

Автопроизводители, как могут, борются с ограничением секторов обзора. Некоторые ставят справа выпуклое зеркало, которое создает панорамный обзор. Другие же предлагают радары, способные мониторить всю заднюю полусферу. При появлении постороннего автомобиля радары подают сигнал в блок управления, который передает сообщение в главный компьютер. Бортовой компьютер тогда оповещает невнимательного водителя об опасности столкновения звуковым сигналом или вибрациями на руле. Отчасти это спасает положение. Но задние мертвые зоны далеко не единственные в машинах. Гораздо опаснее те, о которых мало говорят и пишут.

Передние зоны

Как показало расследование телеканала WTHR-13 штата Индианы (США), многие автомобили имеют слепые зоны не только позади кузова, но и впереди, а также с правого бока. Именно они становятся причиной травмирования гуляющих рядом с домом детей дошкольного возраста.

По данным общественной организации KidsAndCars (США), за год в Северной Америке получают травмы различной степени тяжести по меньшей мере 3 тысячи детей и около 60 детей погибают в результате наезда автомобилей. За последние же 10 лет было зафиксировано 575 детских смертей из-за невнимательности водителей и плохого обзора у крупных внедорожников.

Чаще всего наезд происходит на небольшой скорости в первые минуты после старта машины от места паркинга или при постановке ее на стоянку. Если ребенок подбегает к маневрирующей машине и оказывается в передних «слепых зонах», то водитель, следящий за кормой, просто не замечает маленького пешехода.

   
   

Для демонстрации опасности эксперты WTHR 13 провели эксперимент. Они попросили участников сесть в ряд перед Chevrolet Tahoe и Cadillac Escalade. Водитель Tahoe с места не смог заметить 9 человек, находящихся перед бампером машины, а водитель Escalade не заметил 13.

Большинство внедорожников, минивэнов и пикапов имеют переднюю слепую зону протяженностью от 1,5 до 3 метров. Городские седаны имеют лучший обзор, и их слепые зоны в два раза меньше. У премиального Cadillac Escalade «мертвая зона» впереди составила 3,1 метра, а у пикапа Ford F-150 — 2,9 метра. Самая опасная непросматриваемая зона находится с правого борта впереди. Водитель плохо контролирует район передней арки колеса, отчего объекты там часто остаются незамеченными.

У грузовика «слепые зоны» шире, и их больше, чем у легковушки. Шоферы-дальнобойщики не видят, что делается под правой дверью. Если там оказывается автомобиль, то водитель его способен протаранить.

Слепые зоны увеличиваются при загрязненных стеклах. К примеру, зимой на них налипает белая пленка дорожных химикатов, препятствующая обзору.

Как сделать невидимое видимым

Чтобы понять, насколько трудно разглядеть предметы в мертвых зонах, можно самому поставить небольшой колышек впереди или у правого колеса и с водительского кресла попробовать его разглядеть. В процессе осмотра можно немного вытянуться на кресле, отклонять положение тела взад-вперед, заглядывая в «мертвую зону» сверху или сбоку.

То же самое проделывается и с задними мертвыми зонами. Если отклоняться в разные стороны, то сектор обзора увеличивается. Кроме того, правое зеркало можно немного отклонить в правую сторону, чтобы оно смотрело на соседнюю полосу, а не на рукоятку двери, как у многих. Тогда «мертвая зона» значительно сократится, и шансы столкнуться с соседней машиной убавятся.