Недостатки защиты. Какие опасности возникают при езде за грузовиками?

На узких двухполосных дорогах водители не всегда могут быстро обогнать большие фуры, особенно во время непогоды. Резкое ухудшение видимости в снегопад создает неблагоприятные условия для быстрой езды, из-за чего приходится долго следовать за большим магистральным тягачом с прицепом. На некоторых участках дорог такое соседство может продолжаться полчаса и более. Какие достоинства и недостатки есть у подобного соседства и чего вообще ожидать от такой компании?

   
   

Достоинства езды след в след

В целом путешествие вслед за грузовиками не вызывает возражений у автопроизводителей. Более того, они разрабатывают системы автопилотирования, которые помогают «прицепиться» к корме фуры и ехать продолжительное время будто у нее на прицепе. Такое передвижение положительно сказывается на экономичности транспортного средства.

За большой фурой из-за турбулентностей воздуха создается зона пониженного давления, которая всасывает в себя ближайшие предметы. Поэтому к быстро проезжающему грузовику склоняются ветви деревьев или высокие кусты. Эта зона низкого давления, тянет к себе и машину, находящуюся рядом, благодаря чему легковому автомобилю потребуется гораздо меньше энергии для поддержания поступательного движения вперед. Поездка в аэродинамической тени грузовика помогает снизить расход топлива почти на четверть. У легковых автомобилей у кормы фуры потребление бензина снижается примерно на 1,5 л, что не может не сказаться на общей экономичности дальних поездок.

Кроме того, в непогоду при плохой видимости следование за грузовиком помогает избежать ряда трудностей. Большой тягач с прицепом гораздо лучше держится на дороге и своими колесами утрамбовывает наносимый снег. Он пробивает колею, благодаря чему легковые машины испытывают значительно меньшее сопротивление на рыхлом покрытии. При движении след в след они меньше рыскают, и их управляемость улучшается. Но, главное, если водитель видит перед собой красные фонари грузовика, он может на время расслабиться и перевести дух. Шанс зацепить крылом большой нанос снега или «закусить бровку» резко снижается. Фактически грузовик становится главой колонны и ведет вереницу транспортных средств через непогоду.

Между тем долгое следование за грузовиком имеет и свои недостатки, которые могут привести к печальным последствиям.

Падение груза

Самое опасное для попутных автомобилей — это падение части груза с впередиидущего грузовика. Упавший мусор или кирпич может повредить рычаги подвески или пробить радиатор. Кроме того, бывали случаи падения досок и иных крупных предметов. На Ярославской трассе в Ростовском районе 18 декабря 2021 года от лесовоза отцепился прицеп с бревнами, который опрокинулся и рассыпал строевой лес по дороге. В результате в бревна врезался микроавтобус, перевозивший детскую команду по дзюдо. По счастливой случайности обошлось без серьезных жертв. Таким образом, лучше держаться подальше от старых грузовиков с подозрительным грузом или от тягачей с открытыми платформами.

Фуры с закрытыми полуприцепами тоже преподносят неприятные сюрпризы. С их крыш даже на скорости в 60 км/ч может слетать слежавшийся снег с кусками льда. Если такая глыба попадет в лобовое стекло, то ущерб будет немалый.

   
   

Отслоившийся протектор

Нередко владельцы магистральных фур экономят на резине. Если колесо пришло в негодность, они отдают его на вулканизацию и наваривают новый слой протектора. Такое колесо может проходить еще несколько десятков тысяч километров, однако при высокой нагрузке и из-за не самого высокого качества проведенного ремонта наваренный протектор может отслаиваться от шины прямо во время движения. В этом случае на высокой скорости от колеса отлетают массивные комки жеваной резины, которые катятся по асфальту. Если попутный легковой автомобиль наедет на эти скрученные массивные куски, то он рискует повредить пластиковый бампер, пробить нижнюю часть радиатора или разломать рычаги или опоры, что способно спровоцировать аварию. Кроме того, активное маневрирование для объезда посторонних предметов тоже небезопасно, особенно на скользкой дороге зимой.

Комья льда

В снегопад на брызговиках и арках крупных грузовиков также собираются наносы снега и льда. В течение многих часов мокрый снег налипает на металлические крылья, спрессовывается и превращается в ледяные глыбы, которые обильно пропитываются песчано-соляной смесью. Такие наросты держатся неплотно и часто отваливаются при тряске на кочках. Если во время движения на высокой скорости многокилограммовый кусок льда вывалится из колесной арки, то столкновение с ним не представляет ничего хорошего для легковых автомобилей.

Загрязнение моторного отсека

При движении в аэродинамической тени грузовика грязь, поднимаемая с дороги прицепом, летит в других участников движения и не только оседает на фарах и лобовом стекле, но и оказывается в радиаторе и в моторном отсеке. Химические реагенты и песчано-соляная смесь засоряют радиаторы охлаждения и кондиционера, наполняя их мокрым осадком, который твердеет внутри ячеек и препятствует теплообмену. Чем дольше поездка за грузовиком, тем больше грязи оказывается в радиаторах и в моторном отсеке.

Песок оседает на защитных крышках, ложится на ролики и ремень газораспределительного механизма, попадает во вращающиеся детали и вредит подшипникам. Кроме того, пыль засасывается системой впуска и задерживается в фильтре, постепенно снижая его пропускную способность. Если езда за грузовиками становится систематической, то фильтр за несколько месяцев загрязняется настолько, что не может пропускать нужное количество воздуха, из-за чего начинает страдать приготовление смеси и расход топлива увеличивается, провоцируя образование сажевых отложений на свечах, клапанах и стенках цилиндров.

Кроме того, загрязненный радиатор летом не сможет эффективно отводить тепло, и силовой агрегат машины будет подвержен риску перегрева. Придется снимать бампер, сливать антифриз и разбирать половину передней части машины, чтобы демонтировать передние радиаторы и произвести их чистку и мойку.