Чаще всего мошенников на эвакуаторах можно встретить на загородных трассах или на оживленных скоростных магистралях внутри больших городов, на которых запрещено вставать на обочине без видимых причин. Они высматривают сломавшиеся машины и предлагают помощь в доставке транспортного средства в любое место города, а также предлагают свои мастерские с невысокими ценами, где может проводиться ремонт любой сложности, в том числе и для новых иномарок. У мошенников есть сообщники, а именно — свои люди на АЗС, на площадках отдыха или у придорожных кафе. Некоторые работают через операторов, по вызову, но обманывают не меньше. В чем суть мошенничества и как от него защититься?
Масло в трубе и поездка в сервис
Бывают случаи, когда на площадках отдыха или на заправочных станциях кто-нибудь из подельников мошенников прыскает машинное масло в выхлопную трубу автомобиля и быстро уходит. Водитель, находящийся внутри помещения и оплачивающий топливо на кассе, не всегда успевает заметить злоумышленника, садится в автомобиль и уезжает.
Через несколько минут с ним равняется эвакуатор, водитель которого начинает сигналить и жестикулировать, указывая на двигатель. Становится понятно, что что-то приключилось с мотором и проблема требует быстрого решения.
Автомобилист удивляется, но останавливается на обочине. Из припарковавшегося рядом эвакуатора выходит шофер в рабочей робе, который рассказывает, что из выхлопной трубы идет черный дым и это серьезная неисправность двигателя, которая может привести к фатальным повреждениям силового агрегата. Возможно, произошел локальный перегрев одного цилиндра, пробита прокладка или неисправна система зажигания, из-за чего образуется черный выхлоп. По его словам, дальнейшее движение обернется серьезным ремонтом. А если отвезти машину в сервис прямо сейчас, то силовой агрегат еще можно спасти. Ремонт обойдется всего в 3-10 тысяч рублей. Если автомобилист сомневается в словах эвакуаторщика, то тот снимает из кабины видеорегистратор и показывает видео, как из машины валит черный дым.
На самом деле дым вызван сгорающим маслом. Через несколько минут после полного выгорания черный выхлоп прекращается, но автомобиль уже грузится на эвакуатор и отвозится в какую-нибудь гаражную мастерскую, где его должны «быстро вернуть к жизни». Водителя просят погулять пару часов, после чего возвращают полностью исправный автомобиль.
Как правило, мастера ничего не делают с машиной, просто вычищают остатки масла в системе выхлопа. Затем производится имитация работы, стирается пыль с головки блока цилиндров и с навесного оборудования, а также с болтов крепления, чтобы у хозяина создалось впечатление, что силовой агрегат вскрывался.
Если обман происходит на загородной трассе, а автомобилист путешествует с семьей издалека, то представители автосервиса могут начать дальнейшую борьбу за их средства. В моторный отсек незаметно прыскается масло, и водителя убеждают в необходимости разборки турбины или иного сложного оборудования.
Потекший амортизатор, застучавший опорный подшипник или трещинки на ремне ГРМ вызывают бурю эмоций у сервисменов. Они предлагают водителю с семьей снять комнату в придорожном мотеле при мастерской и починить все «буквально за один день». В итоге траты на такую остановку могут быть астрономическими.
Подобное мошенничество построено на доверии и неопытности автомобилистов. В таких случаях не следует соглашаться на услуги первого остановившегося «помощника». Если мотор работает без перебоев, не троит и не трясется, то причина поломки, скорее всего, выдумана.
Неназванные услуги эвакуатора
Еще один способ мошенничества связан с эвакуаторами, вызываемыми через объявления в интернете. Обычно водитель при просмотре списка ищет наиболее дешевый вариант, связывается с оператором и просит прислать эвакуатор. По телефону оператор называет условную цену в 2500 руб. плюс фиксированную плату за километраж. Водитель соглашается и ждет помощи.
Эвакуатор прибывает, быстро забирает неисправный автомобиль и доставляет по указанному адресу. Однако вдруг выясняется, что платить за доставку нужно намного больше. Вместо 2500 руб. шофер эвакуатора оформляет счет на 8500 или 10 000 рублей, в который входят загрузка и выгрузка, пробег, надбавка за срочность, за вечерний вызов и прочие сомнительные услуги, о которых оператор и шофер «забыли сказать». Некоторые водители возмущаются, но не вступают в спор и оплачивают счет картой. Другие же отказываются отдавать деньги, ведь платить за услугу по счету можно и после выяснения всех причин многократного завышения цены.
Здесь важно придерживаться первоначальных договоренностей и твердо отказываться от навязанных услуг, цена на которые не была названа клиенту с самого начала. Можно предложить оператору сервиса прислать официальный счет и решить дело в суде.
Как правило, после короткого спора шофер эвакуатора вычеркивают дополнительные пункты в счете, и цена за доставку неисправной машины снижается.