Уровень вождения автомобилиста сказывается на работоспособности технических систем любого транспортного средства. Правильные действия всегда идут на пользу автомобилю и не вредят его состоянию даже при активном драйве. Однако грубые ошибки могут привести к серьезным поломкам даже у не спешащих никуда водителей. И в первую очередь страдают тормоза. По их состоянию можно судить, насколько опытен водитель. Можно ли увеличить срок службы колодок и дисков, не прибегая к вмешательству в их конструкцию?
Работа вхолостую
Убить колодки можно буквально за день. К примеру, на автополигоне во время тестовых или спортивных заездов на экстремально высоких скоростях колодки испытывают такие нагрузки, что мгновенно перегреваются, пригорают и истираются в ноль за половину трекового дня. Поэтому вместо обычных дисковых тормозов на спортивных автомобилях применяются специальные керамические тормоза, которые менее удобны в быту, потому как ведут себя более резко, но намного долговечнее обычных.
Между тем некоторые гонщики даже в условиях скоростных заездов способны продлить жизнь тормозным механизмам. Делается это за счет торможения двигателем и дозированного усилия на педали. Эти же приемы можно использовать и при езде в городских условиях.
Главная причина быстрого износа тормозов — это их работа вхолостую. Если при замедлении нажать на тормоз вполсилы, то колодки схватят диск недостаточно активно. Процесс замедления растянется во времени и будет сопровождаться повышением температуры диска. Еще хуже, когда водитель в процессе торможения будет то ослабевать педаль, то наоборот ее прижимать, увеличивая давление. В итоге перегретый фрикционный материал колодок быстрее каменеет и отслаивается.
Поэтому при торможении надо стараться не перегревать тормоза. Активное торможение должно быть быстрым. Чем сильнее первоначальный импульс замедления, тем меньше энергии впоследствии пойдет на разогрев колодок.
Удар по педали
Во время торможения педаль надо не нажимать, а бить башмаком, чтобы ощутить заметный кивок автомобиля вперед. Колодки сильно схватывают диск и за короткое время успевают придать машине необходимый импульс замедления. Достаточно пары-тройки секунд, чтобы сбросить лишнюю скорость, а дальше педаль можно ослабить и двигаться к месту остановки накатом, попутно охлаждая тормоза набегающими потоками воздуха.
Если автомобиль оборудован механической коробкой передач, то обязательно надо комбинировать процесс замедления торможением двигателем.
Делается это просто. При подключении последовательно третьей и далее второй передач коробки машина сбрасывает скорость за счет внутреннего сопротивления силового агрегата.
При этом такой режим очень полезен для мотора, потому как помогает экономить топливо и заодно на высоких оборотах сильнее задействует масляный и вакуумный насосы. Система смазки работает на все 100%, и в вакуумном усилителе тормозов появляется дополнительное антидавление для облегчения педали тормоза.
Тормозить двигателем можно не только на механической коробке, но и на машинах с автоматической трансмиссией, правда, и не так эффективно.
В общем, соблюдение этих правил поможет безопасно ездить и беречь тормоза от ненужного износа.