Приостановка деятельности крупных поставщиков и трудности с контейнерными перевозками продукции создали на внутреннем российском рынке дефицит моторных масел. В марте 2022 года стоимость 5-литровой канистры Mobil, Shell, Castrol и других доходила до 14 тысяч рублей. В мае поставщики нашли альтернативные маршруты поставок через Азию и Турцию, однако вместе с качественной продукцией в Россию хлынули фальшивые масла. Купить контрафакт сейчас можно даже в некогда проверенном магазине, потому как его проверенные поставщики тоже стали брать товар неизвестно где. Можно ли простому покупателю отличить подделку?
Осмотр масла
Существует несколько видов подделок. В одном случае мошенники разливают дешевую масляную основу в похожую тару, а в других — изготавливают свое масло из дешевых компонентов, называя себя европейскими, корейскими или японскими производителями. В этом случае некачественные масла изготавливают на вполне легальных конвейерах. Обманщики регистрируют компанию в небольшом японском или немецком населенном пункте, получают статус иностранного производителя и начинают изготавливать смазывающие жидкости на любом доступном им предприятии, к примеру, в Китае или в России. Естественно, ничего общего с Японией или с Германией у таких производителей нет, кроме названия.
Основные компоненты для изготовления смазывающих жидкостей можно приобрести оптом на нефтеперерабатывающих предприятиях, как и готовые пакеты присадок и химических добавок. Причем знаний о технологии производства у таких фирм недостаточно, отчего в продажу поступает откровенный брак.
Узнать некачественное масло можно по осадку, который скапливается на дне канистры. Он вызван выпадением мелкодисперсных частиц катализатора, применяющегося при производстве гидрокрекингового базового масла. Эти частички оказываются в готовом продукте из-за некачественных фильтров на производственных линиях.
Для их определения можно взять лист белой бумаги и пролить пару капель смазывающей жидкости, которая потечет вниз и будет впитываться в бумагу. Если по пути капли появились сгустки, то это и есть осадок, который свидетельствует о низком качестве масла.
В определенных силовых режимах осадок превращается в убийцу моторов. При перегреве бракованное масло, изначально относящееся к классу SAE-30, меняет свойство, перескакивает в класс вязкости SAE-50 и превращается в желе по типу солидола. Двигатель в этом случае придется менять, потому как прочистить залипшие каналы смазки уже невозможно.
Осмотр канистры
Встречаются и откровенные подделки именитых производителей. Сборщики тары часто собирают использованные канистры и бочки в мастерских и затем разливают в них дешевую минералку или отработанное масло, прогнанное через мелкодисперсные фильтры. Некоторые же мошенники изготавливают похожие канистры в Китае и используют их для продажи контрафакта через розничные сети. Распознать подделку помогает тщательный визуальный осмотр.
Канистры не должны иметь серьезных потертостей и повреждений. Не должно складываться впечатление, что канистра служит второй раз.
Подлинная тара имеет светло-серый насыщенный цвет, пластик плотный. У подделки материал на ощупь более мягкий и податливый.
Крышка подлинной тары должна плотно прилегать к плоскости заливной горловины. Крышка должна быть посажена параллельно к плоскости горлышка с небольшим равномерным зазором. В свою очередь, у подделки заметен зазор между крышкой и горловиной, также возможны перекосы при откручивании или закручивании.
У контрафакта крышка установлена вплотную к горлышку или с перекосами.
Маркировка на подделке имеет нечеткие, размытые, полустертые номера и обозначения. У оригинала она яркая и хорошо читается.
На днище поддельной тары часто виден неаккуратный сварной шов, свидетельствующий о дешевых станках на производстве. Фирменное дорогое масло заливается в качественную канистру без производственных дефектов.
Особое внимание следует обратить на дату изготовления и место, где изготовлена пластиковая емкость. Нанесенные на этикетке цифровые данные указывают на дату и время выработки. Практически никогда дата розлива не совпадает с датой производства канистры. Если месяц производства тары и розлива совпадает, то стоит насторожиться.