Конструкция современных шин претерпела изменения. У них появились крепкие боковины, предназначенные для сохранения устойчивости во время маневрирования. Если в таких колесах начинает падать давление, то они деформируются не слишком сильно, и определить «на глаз», когда требуется подкачка, почти невозможно. На помощь обычно приходит манометр, но как быть, если его нет под рукой?
Сигнал АБС
Многие автомобили сейчас оснащены электронными системами, определяющими разницу давления в шинах с помощью АБС. Работают они по косвенным данным на основе электромагнитных датчиков в ступицах и регистрируют падение давления примерно на 1 атм. Если в одном из колес снизилось давление, то оно проседает, а значит, из-за сокращения диаметра его скорость вращения увеличивается. Датчики улавливают разницу в скорости вращения, и электронный блок выдает предупреждение в виде желтой лампы. Далее от водителя требуется найти, в какой из четырех покрышек произошел прокол.
Сделать это можно с помощью постукивания.
Удары по боковинам
По жесткости боковины и по звуку, издаваемому при ударе, можно понять, какое колесо требует подкачки. Бить необходимо кулаком в перчатке с приложением силы. Обычно при ударе о накачанную покрышку рука ошущает крепкий упругий ответ, словно ударяешь по деревянному столу.
Однако если давление в покрышке меньше полутора атмосфер, то удар становится глухим и мягким, и резина активнее пружинит. Боковина прогибается, и водитель может почувствовать ее податливость. Лучше всего ударами опознается разница давлений между четырьмя колесами.
При ударах необходимо прислушиваться и к звуку. Если все шины звенят одинаково, то можно ехать. Но если хоть одна покрышка издает глухой звук при ударе, то стоит уделить ей больше внимания.
Снижение выбега и увод в сторону
Недостаточное давление в шинах сказывается на выбеге автомобиля. Любой водитель знает, как далеко его машина может катиться на нейтральной скорости. Если на знакомых прямиках транспортное средство замедляется сильнее, чем обычно, то не исключено, что одно или несколько колес не накачано как положено.
Обычно снижение дальности выбега сопровождается еле заметным уводом машины в сторону, особенно когда спущено одно из передних колес. Автомобиль приседает на спущенное колесо и заставляет подвеску немного подруливать.
Как только водитель ощутит подобный эффект, самое время искать ближайшую заправочную станцию с системой подкачки шин. В крайнем случае в магазине на АЗС можно купить портативный компрессор вместе с манометром и накачать шины.
Проблемы в пути
По нормативам разница давления в шинах может колебаться в пределах 0,2-0,3 атм., но не выше. При проколе от гвоздя за ночь давление падает примерно на 0,8 атм. и больше, что чревато снижением управляемости. Проседание покрышки в этом случае уже заметно, но не каждый водитель может ощутить разницу, особенно когда автомобиль припаркован в снегу.
Если отправиться в путь на ненакачанном колесе, то может произойти ряд неприятностей. Водитель может проехать на поврежденной шине продолжительное время, до тех пор пока давление в колесе не достигнет 1,0 атм. Тогда машину потянет в сторону. Однако многие водители принимают это за действие естественного уклона дороги и продолжают движение. В этом случае шина долгое время испытывает повышенные нагрузки, возрастает потребление топлива и усиливается износ протектора. Резина истирается по краям пятна контакта. Критическим считается давление в 0,5 атм. При нем покрышку может сорвать с обода во время торможения.
Поэтому визуально-контактный осмотр автомобиля с небольшими постукиваниями, производимый перед каждой поездкой, способен избавить от многих проблем, которые подстерегают в пути.