День жестянщика. Как правильно ездить в гололед?

Обычно гололед возникает в двух случаях. При резком понижении температуры в условиях тумана или во время осадков, в том числе мокрого снега. Самым неприятным оказывается так называемый «ледяной дождь». Если в этот момент автомобиль все еще «обут» в летние шины, то может произойти ДТП. Каким образом можно вовремя распознать опасность и компенсировать недостаток сцепных свойств летних покрышек? 

   
   

Как обнаружить гололед?

Гололед осенью образуется далеко не всегда. Земля все еще теплая и подогревает дорогу снизу, препятствуя возникновению скользкой корки льда. Даже при понижении температуры на несколько градусов ниже нуля дорога может сохранять сцепные свойства. Но так происходит далеко не везде. Скользкие участки образуются локально. Сначала асфальт крепко держит машину, а где-нибудь в низинах, на участках шоссе напротив разрывов лесополосы, там, где гуляют ветры, или на эстакадах, ситуация резко меняется.

Образование гололеда под колесами транспортного средства можно обнаружить по нескольким признакам. 

Появление тумана при нуле градусов и ниже должно насторожить, особенно когда на стеклах машины возникает белый налет. Это значит, что такой же иней выпал на асфальте и, возможно, замерз. 

При наезде на лед меняется шум от колес. Они не издают уже пронзительный гул, а зловеще шипят.

Стабильность машины нарушается. На ровной дороге она плавно рыскает на кочках, отклоняясь из стороны в сторону. При езде на летней резине этот эффект наиболее заметен. 

На льду нельзя делать резких движений, с силой тормозить или газовать. Если скорость велика, то ее необходимо плавно погасить, иначе на ближайшем повороте автомобиль может вынести на обочину. 

   
   

Чтобы выяснить окончательно, можно немного придавить педаль тормоза. Если при легком касании педали сработала АБС или появился шум проскальзывающих покрышек, то наличие льда очевидно и необходимо подготовиться к возможным корректировкам траектории движения. 

Торможение мотором

В первую очередь надо попытаться сбросить скорость с помощью включения пониженной передачи. На автомобилях с механической трансмиссией это надо делать аккуратно и плавно. Если на скорости в 80 км/ч последовательно включить четвертую передачу, а через минуту третью, то скорость можно плавно сбросить до 50-60 км/ч. 

За счет внутреннего сопротивления механики и противодавления в двигателе автомобиль замедляется без риска блокировки колес. В этом случае, несмотря на низкое сцепление летних шин с асфальтом, машина теряет скорость до приемлемой. Коробка будет передавать постоянный момент на колеса, проворачивать их, позволяя вращаться даже на очень скользком льду и постепенно замедляться без риска развития сноса. 

Лучше всего в этих условиях поддерживать 50-60 км/ч. Этот темп позволяет сохранить управляемость. 

На автоматической коробке эффект торможения двигателем заметен хуже, однако и он вполне применим. Если принудительно включить третью и потом вторую ступень автоматической коробки, то машина стабилизирует скорость в районе 50 км/ч. Правда, времени это занимает больше, чем на механике.

Езда плавными рывками

Если участки обледенелой дороги встречаются и дальше, то их тоже лучше всего проходить на пониженных передачах с небольшой тягой на колесах. Небольшое ускорение должно чередоваться с отпусканием акселератора и торможением двигателем на третьей передаче. В этом случае автомобиль даже на льду ведет себя стабильно и предсказуемо. 

Если торможение двигателем не помогает быстро сбросить темп, то можно аккуратно выбраться на обочину. На гравийной подсыпке лед никогда не образуется, так как вода впитывается в землю. Там можно затормозить и аккуратно миновать опасный участок.