Черный ящик. Как ГЛОНАСС будет следить за водителями?

С появлением встроенных в автомобили приборов ЭРА-ГЛОНАСС началось обсуждение их дополнительного функционала. Помимо контроля за передвижением и аварийного сигнализатора эти приборы уже применяются для дорожных сервисов и для обеспечения альтернативных каналов связи. Сейчас все больше разговоров заходит о внедрении телематических приборов, которые помогут страховым компаниям более гибко относиться к формированию индивидуальных тарифов КАСКО и ОСАГО. Возможно, вскоре такие комплексы начнут функционировать на основе штатных навигационных приборов ГЛОНАСС.

   
   

Фиксация нарушений

Научно-исследовательский автомобильный институт ФГУП НАМИ разрабатывает проект ГОСТа «Автомобильные транспортные средства. Системы распознавания объектов инфраструктуры» (СРОИ). По данным «За рулем», такие аппаратно-программные комплексы предназначаются для легковых машин и будут работать на основе отечественных систем спутниковой навигации. СРОИ способна не только различать сигналы светофоров, дорожные знаки и разметку, но и контролировать реакции водителя на происходящие на дороге изменения обстановки, а также фиксировать несоответствия в его поведении. На основе привязки к спутниковым координатам прибор сможет записывать траекторию движения транспортного средства и его скорость, благодаря чему появилась бы возможность контролировать соблюдение автомобилистом правил дорожного движения или хотя бы скоростного режима.

СРОИ состоит не только из спутникового датчика, но может включать в себя телематические приборы фиксации ускорений и движения, видеокамеру и встроенный канал связи. Тем самым, камера может фиксировать разметку, знаки, включая такие как «Обгон запрещен» или ограничения скоростного режима, а устройства спутникового местоуказания позволяют привязать информацию к конкретному месту на дороге и понять, было нарушение правил или нет.

Фиксация нарушений, но без штрафа

Сейчас ничего не говорится о том, что СРОИ будет помогать штрафовать автомобилистов за превышение скорости или за обгон через сплошную. Электроника пока должна предупреждать сидящего за рулем человека, что он нарушает правила. В зависимости от степени опасности система может выдавать сигналы или формировать открытый рейтинг автомобилиста. Сигнализация о нарушениях будет производиться более настойчиво, чем чаще водитель допускает вольности на дороги. Не исключено, что накопленные баллы рейтинга позволят страховщикам пересмотреть тарифы КАСКО или ОСАГО.

Более того, в проекте ГОСТа указывается и иная способность СРОИ, а именно возможность взаимодействия с электронными помощниками, в том числе ABS и ESP, а также с блоком управления электроникой, модулем глобального позиционирования ГЛОНАСС/GPS. Тем самым, электроника получит возможность в будущем интегрировать в автомобиль комплексы, готовящие автомобиль к возможному столкновению.

Предполагается, что новый ГОСТ будет принят после корректировок и обсуждений в конце 2020 года. Разработанные на его основе приборы будут устанавливаться на автомобили, выпускаемые в России. С их помощью функционал систем оповещения об авариях существенно расширится, и дороги действительно станут безопаснее. Как вариант наказания за опасную езду может быть ежегодная коррекция индивидуальных страховых тарифов. Кроме того, СРОИ пригодится и для составления картины случившихся ДТП, потому как сможет выполнять функции «черного ящика», записывающего положение машины на дороге, ее скорость, силу удара и даже видео.

   
   

О сроках появления приборов контроля за соблюдением ПДД пока ничего не сообщается.