Автомобилисты со стажем, сдававшие на права еще на старых советских «Жигулях», хорошо помнят, как инструкторы наставляли, что при парковке под уклон необходимо выворачивать колеса таким образом, чтобы они упирались в бордюр. Тогда машина снимает нагрузку с тормозов и коробки передач и не будет растягивать тросик ручника. Кроме того, шоферские легенды в те времена приписывали вывернутым колесам волшебные свойства по отпугиванию служб эвакуации, потому как погрузить в кузов эвакуатора такой автомобиль якобы было трудно. Отчасти эти истории были правдоподобны для тех времен. Однако сейчас изменилась эпоха и автомобили. Техника стала сложнее, и то, что раньше считалось за благо, теперь выглядит в глазах водителей опасным.
Переливной клапан
На старых «Жигулях» не было усилителей рулевого управления, поэтому руль у них можно было крутить как угодно и куда угодно, лишь бы у водителя для этого хватало сил. Если в замок зажигания вставлен ключ и блокиратор снят, то руль поворачивался без включенного мотора. Правда, был небольшой риск повредить механические соединения, но за серьезную поломку это не считалось.
Современные автомобили теперь устроены по-другому. Они оборудуются двумя типами усилителей рулевого управления. На недорогие модели идет гидравлическая система, а на новые современные ставится электрика. Оба усилителя не могут работать без включенного мотора.
В гидроусилитель залито масло, которое выполняет роль рабочей жидкости. Механизм задействуется по параллельной схеме и загружает рейку при вращении руля. Мотор соединен с приводом насоса, с помощью которого масло циркулирует в системе.
Эти особенности нужно учитывать при эксплуатации. Гидроусилитель не любит крайних положений колес.
Если вывернуть руль до упора и оставить машину на паркинге, то включается переливочный клапан, который помогает маслу не задерживаться и проходить назад по контуру во избежание концентрации нагрузок. Часто этот перелив оказывается загрязнен, или его трубки уже износились, отчего мастера на сервисах рекомендуют избегать его срабатывания.
Если приходится на машинах с гидроусилителем поворачивать по максимальной дуге, то можно немного ослабить упор на «баранке» и после начала маневра на несколько градусов вернуть обратно. Тем самым радиус траектории поворота не изменится, а переливной клапан закроется.
Давление в паркинге
Если же встать с вывернутым до упора рулем на паркинге, то здесь могут быть неприятности следующего характера. При стоянке подвеска и колеса нагружаются за счет так называемого кастера, то есть угла продольного наклона оси колеса. Кастер необходим для естественного возвращения колес в прямое положение в поворотах. Этот эффект заметен, когда после поворота руль самостоятельно возвращается в нейтральное положение. При движении кузов давит на этот угол, и появляется разворачивающий момент, который ослабевает по мере возвращения колес.
Если колеса вывернуты, то кузов даже во время стоянки давит через кастер и создает небольшое усилие в гидравлической системе. При долговременном воздействии страдают старые трубки и сочленения.
Кроме того, при включении мотора утром в гидравлическом контуре начинает циркулировать масло, которое резко бьет в открытый переливной клапан и может повредить его ослабленные элементы.
Поэтому на машинах с гидроусилителем до упора руль лучше не выкручивать, а фиксировать машину на уклонах с помощью других подручных средств. Можно упереться колесами в бордюр без их максимального поворота или просто подложить под протектор кирпич.
Не рекомендуется также резко вращать руль с гидроусилителем при выключенном моторе. В этом случае происходит концентрация напряжения в локальных участках системы, и масло может выдавить прокладки. Бывали случаи, когда такой поворот оборачивался необходимостью дальнейшего ремонта.
С электроусилителем надежнее
А вот электроусилитель рулевого управления более стойко выдерживает подобные выкручивания. В нем нет рабочей жидкости, а усиление руля происходит за счет работы электромотора, установленного параллельно рейке.
Электроусилитель можно крутить как угодно и оставлять машину с вывернутыми колесами — тоже. Правда, на стоянках в таком положении страдают пыльники шарниров равных угловых скоростей, которые растягиваются и многие часы проводят под напряжением. Если их подвергать растяжению часто, то спревшая от химических реагентов резина рискует лопнуть. Тогда внутрь пыльника попадают вода и грязь, оказывающие разрушительное воздействие на механизм. Поэтому пыльники стоит поберечь, в особенности если они уже проходили на машине не одну тысячу километров.