Безопасная скорость. Когда зимой надо ехать медленнее разрешенных значений?

Автомобиль подчиняется законам физики, так же как и все без исключения тела во вселенной, а поэтому в каждом конкретном случае необходимо подстраивать темп движения под климатические условия. Если под колесами скользко и влажно или неожиданно начал падать густой снег, то нет необходимости везде держать разрешенные 60 или 90 км/ч. Лучше корректировать скорость в зависимости от видимости и дорожной обстановки, в особенности зимой. Огромное значение при этом имеют шины и уровень мастерства водителя. Какие же скорости лучше выдерживать, чтобы оставаться в безопасности?

   
   

Когда можно держать 90 км/ч?

Безопасная скорость не значит небольшая. Зимой тоже бывает ясная морозная погода, при которой сцепление колес на холодном и сухом асфальте не сильно уступает летней. Фрикционные шины отлично держатся за асфальт, в особенности при температурах ниже −10 градусов. При хорошей видимости днем водитель успевает заметить возникающие опасности на достаточном удалении, чтобы успеть принять правильное решение, затормозить или сманеврировать во избежание аварии. Однако ночью нужно выбирать такую скорость, чтобы она позволяла отреагировать на препятствие на дальности границы света фар. С учетом увеличившегося тормозного пути она составляет около 80 км/ч.

В скользких поворотах — не более 50 км/ч

Обстановка зимой может быстро измениться. При повышении температуры до плюсовых значений термометра возникает риск «подмачивания» трассы талыми водами и последующего локального образования гололедицы. И скорость надо снижать. Делать это лучше без резких замедлений, плавно, задолго до поворота.

Обычно зимние покрышки могут удерживать машину на скользкой поверхности при скорости до 80 км/ч. Лучше всего с этой задачей справляются шипованные колеса. Даже при срыве в занос они быстро восстанавливают хватку и помогают удержаться на дороге в управляемом скольжении.

«Липучки», наоборот, не могут противостоять скольжению, и, как правило, на скоростях свыше 60 км/ч такой срыв на участках обледенелой поверхности заканчивается для автомобиля попаданием в кювет. Поэтому если есть сомнения в сцепных свойствах покрытия, то при подъезде к закрытому повороту на загородной трассе на «липучках» лучше сбрасывать скорость до 50 км/ч.

Обледенелая колея

Распознать плохое сцепление шин с поверхностью можно по поведению машины на прямиках. Если она стала рыскать и на несколько сантиметров менять траекторию после наезда на ямы или кочки, то под колесами действительно скользко. Проверить догадку можно резким, но коротким продавливанием педали тормоза. Если включается АБС, то надо насторожиться. Лучше сбросить скорость до 70 км/ч: обычно тогда автомобилю возвращается стабильность на скользкой поверхности.

В заснеженной белой колее безопасная скорость должна быть еще меньше. На зимних дорогах часто образуются две ложбинки под колесами, которые время от времени выходят на встречную сторону дороги и сливаются с противоположной колеей. Если появляется встречная машина, то приходится выползать из колеи на снежный наст. А сделать это бывает непросто, так как края колеи обледеневают. Поворачиваешь руль, автомобиль перескакивает бруствер передними колесами, а задние остаются в колее и скользят, вызывая занос. Это очень опасно. Водитель начинает бороться с колеей, поворачивает руль, вызывая динамические колебания автомобиля, способные войти в резонанс и привести к полной потере управляемости. Поэтому в ледяной колее лучше не разгоняться свыше 50 км/ч.

   
   

«Лосиный тест»

Безопасная скорость зависит и от умений каждого водителя, а также и от возможностей автомобиля и шин.

Допустимую скорость движения на практике выявляют с помощью так называемого «лосиного теста». Это маневр, имитирующий экстренное перестроение из одного ряда в другой для объезда неожиданно возникшего препятствия. Все автомобили выполняют его с разными результатами. Но обычно на сухом асфальте «переставку» можно делать на скоростях до 65 км/ч. Зимой безопасная скорость значительно меньше.

На укатанном снегу можно успеть перестроиться на 40 км/ч. Значит ли это, что по белым заснеженным трассам нужно ездить с черепашьей скоростью? Совсем нет. Просто от водителя требуется заранее выбирать такую дистанцию до препятствия, чтобы при применении экстренного торможения успеть сбросить ее до безопасных значений. К примеру, на прямиках можно ехать быстро, однако перед поворотами нужно тормозить намного заранее, чтобы проскальзывающий автомобиль успел замедлиться до 40 км/ч и пройти вершину виража безопасно. Дальше можно опять разгоняться.