На автомобилях 70-80-х годов выпуска тормозная система имела один контур, который обеспечивал гидравлическое усилие на колодках сразу четырех колес. При поломке гидравлики жидкость могла уходить внезапно, и машина теряла тормоза. Водитель мог замедляться только при помощи мотора и последовательного переключения ступеней механической коробки вниз и далее останавливаться с помощью ручника. Сейчас ситуация изменилась. Тормоза разделены на дублирующие контуры со сложной системой циркуляции рабочей жидкости. При повреждении одного контура второй какое-то время продолжает выполнять свои функции, и внезапного выхода из строя тормозов не будет. Водитель иногда даже не понимает, что с его автомобилем проблемы. Однако машина сигнализирует о неисправности с помощью необычного поведения, по которому можно выявить проблему и побыстрее отправиться в мастерскую на ремонт. Что это за симптомы?
Горит индикатор неисправности тормозной системы
Если автомобиль оборудован электронной самодиагностикой, то он сигнализирует о неисправности с помощью ламп на приборной панели. При низком уровне тормозной жидкости в бачке или при чрезмерном износе тормозных колодок, оснащенных соответствующими датчиками, срабатывает сигнальная лампа, запрещающая дальнейшее движение.
Подтеки жидкости
Если автомобиль старый и не имеет сложных систем диагностики, то придется руководствоваться косвенными признаками серьезной поломки тормозов.
При визуальном осмотре можно обнаружить подтеки тормозной жидкости на колесах. Чаще всего это происходит из-за разрушения резиновых уплотнителей в суппортах. Через получившиеся трещины при росте давления жидкость уходит наружу.
Увеличившийся свободный ход педали
При недостатке тормозной жидкости увеличивается ход педали. Она становится «ватной» и податливой, усилие на ней снижается. Жмешь, а машина замедляется только в конце хода педали.
При этом после нескольких нажатий педаль как бы «накачивается», становясь более тугой. Тогда тормоза схватывают более активно. Мириться с таким поведением нельзя. Необходимо вызывать эвакуатор и отправляться в сервис.
Очень жесткая педаль
При торможении педаль становится «каменной», ее трудно продавливать, отчего замедление происходит менее интенсивно, чем прежде. Скорее всего, вышел из строя вакуумный усилитель тормозов. Пугаться не стоит.
В раллийных гонках его даже удаляют специально, чтобы исключить случайные нажатия пилота тормоза при прыжках на трамплинах и тряске. Тормозная система остается в рабочем состоянии, и машина может добраться до сервиса своим ходом.
Машину уводит в сторону
Причиной тому могут служить поврежденные суппорты или диск тормозной системы. Чаще всего виноваты заклинившие поршни в цилиндрах одного из контуров, из-за чего суппорт перестает работать.
Иногда при прорыве гидравлической системы у одного из передних колес жидкость заливает колодки, и они проскальзывают, резко теряя функциональность. Тогда колесо тормозит хуже, и при торможении чувствуется боковое усилие на руль. Пора останавливаться и проводить тщательный осмотр.
Ощутимая тряска, вибрации при торможении
При повреждении тормозов и при срыве колодок со своих мест возникают вибрации, машину сильно трясет. Если отпустить педали тормоза, биение в колесах пропадает. Это очень тревожный симптом. Лучше немедленно прекратить движение и вызвать эвакуатор.
Чрезмерный износ дисков и барабанов
Звонкие звуки и скрежетание из-под колес обычно возникают после прижигания колодок или их чрезмерного износа. Резкие торможения приводят к повышению температуры, и если после цикла спортивного вождения автомобиль остановить и не дать тормозам охладиться, то верхний слой колодок может «запечься». Функциональность его снижается. Появляются посторонние шумы, и процесс замедления транспортного средства ухудшается.
Кроме того, при износе колодок свыше 80% также могут появиться биения и посторонние звуки. Это верный сигнал о необходимости ремонта тормозов.