Задушить мотор. Можно ли теперь ставить сетки на радиатор?

Производители изготавливают решетку радиатора со слишком большими промежутками между перекладинами, из-за чего в зазоры иногда пролетают камни и наносят ущерб сотам охладителя. Различные мастерские и даже официальные дилеры предлагают устанавливать дополнительную защиту в виде сеток с ячейками различной величины. Эти приспособления принимают на себя удар от камешков и не дают им попадать в моторный отсек. Однако производители в ряде случаев запрещают подобные усовершенствования. С ведением в действие поправок к ГОСТу, определяющих новый порядок регистрации изменений конструкции транспортных средств, ужесточился контроль за такого рода доработками. В итоге инспекторы ГИБДД стали чаще обращать внимание на кузовной тюнинг. Можно ли теперь пользоваться радиаторными сетками?

   
   

Запрет и штраф

С 1 июля 2021 года вступила в силу новая редакция ГОСТ 33670–2015, которая определяет новую процедуру регистрации усовершенствований и доработок конструкции транспортных средств. Узаконить тюнинг может экспертиза специализированных лабораторий. Перед обращением туда необходимо взять направление от ГИБДД, где должны быть изложены предполагаемые работы. Специалисты осмотрят автомобиль, оценят надежность элементов тюнинга и проанализируют возможность их монтажа. Если производитель не отмечает в технической документации допустимость подобных улучшений конструкции, то экспертиза однозначно даст отрицательное заключение. Таким образом, некоторые модели автомобилей имеют конструктивную возможность установки дополнительных элементов, таких как внешние багажники, фаркопы или лебедки, а другие нет. Такая же ситуация складывается и с защитой радиатора. На некоторых моделях с атмосферными моторами они допускаются, но с оговорками, а на других категорически запрещены. В этом случае инспекторы могут оштрафовать автовладельца на 500 рублей и пригрозят снятием машины с регистрации, если незаконные усовершенствования не будут вовремя устранены.

Дело в том, что решетки радиатора имеют крупные секции неспроста. Они не должны мешать поступлению воздуха. Однако внешние накладки в виде сетки задерживают приток воздуха к охладителям и к воздухозаборникам системы впуска. Иногда владельцы, чтобы защитить мягкие соты радиаторов, ставят такую мелкую сетку, что она не пропускает не только камни, но и насекомых и тополиный пух. В итоге количество поступающего в моторный отсек воздуха сокращается в разы, и его уже не хватает, чтобы обеспечить правильную работу мотора.

Нехватка воздуха

Если потребление воздуха у 1,6-литрового атмосферного двигателя сравнительно невелико, особенно на низких оборотах, то с ростом мощности количество кислорода, необходимого для идеального смесеобразования, увеличивается в несколько раз. Если его нет, смесь оказывается обогащенной, и начинаются негативные процессы неполного сгорания топлива. Часть недогоревших паров выбрасывается в катализатор, разогревает его до высоких температур и приводит к засорению ячеек дорогого технического узла. Кроме того, откладывается налет на клапанах и в камерах сгорания. Серные отложения могут образовываться на поршне и кольцах.

Еще хуже, когда сетка устанавливается на машины с мощными турбированными двигателями V6. Потребление воздуха у них гигантское, и на оборотах максимальной мощности оно в десятки раз превышает расход кислорода у малолитражек. Поэтому любое препятствие перед воздухозаборниками является серьезной опасностью для работоспособности силового агрегата.

Нарушение теплообмена радиаторов

Во время движения поток воздуха ударяется в мелкую сетку, разбивается и создает зоны турбулентности перед радиатором, что, в свою очередь, нарушает баланс давлений внутри моторного отсека. А это приводит к нарушениям циркуляции воздуха и отвода тепла от радиатора.

Радиаторы мощных машин рассчитываются под строго определенный теплообмен. Вмешательство в конструкцию передней части машины и произвольное добавление мелких сеток на воздуховоды влечет нарушение работы системы охлаждения. Как итог чаще включается вентилятор и растет нагрузка на двигатель. Перегревается и автоматическая трансмиссия, которая тоже имеет радиатор.

   
   

Особенно опасен перегрев для систем турбонаддува в современных двигателях с двумя и даже тремя компрессорами. Интеркулер охлаждения обдувается теми же набегающими потоками воздуха и часто перегревается при установке нештатной защиты. А значит, двигатель работает на неправильной смеси, что может привести к детонациям. Поэтому штатные воздуховоды интеркулера почти не имеют защитных сеток, которые бы воспрепятствовали свободному прохождению потоков воздуха.

А так как нередко сетки спереди устанавливают именно ценители быстрой езды, любящие раскрутить мотор до красной зоны, вред нарушением теплообмена в моторном отсеке наносится немалый.