Ушёл в темноту. Что пешеходы должны знать о своей заметности?

© / FotoDuets / Shutterstock.com

Осенью видимость на дороге резко снижается и возникают аварии с участием пешеходов. Люди рассчитывают, что движущиеся в свете фар автомобили имеют хороший обзор, и нередко с уверенностью ступают на зебру или на проезжую часть. Однако для водителей ввиду климатических условий пешеходы или иные препятствия на дороге становятся заметны на очень ограниченной дистанции. Какие «мелочи» могут привести к трагедии и как спастись в сложной ситуации?

   
   

Крупная авария

По причине плохой видимости и вследствие халатности водителей в Ставрополье произошла цепочка крупных аварий с несколькими погибшими. Как передает агентство РИА Новости, в темное время суток, около 18:30, на 314-м километре автодороги Кочубей — Зеленокумск — Минеральные Воды водитель легкового автомобиля остановился у обочины из-за поломки. Автомобиль не полностью съехал на обочину, своим краем выступал на проезжую часть и мешал проезду транспорта, поэтому его владелец вышел, чтобы выставить знак аварийной остановки, однако световую аварийную сигнализацию не включил. В это время в попутном направлении двигался грузовик MAN, водитель которого не смог разглядеть машину в темноте. Встреча оказалась неожиданной, и водитель грузовика вывернул руль влево, не справился с управлением, зацепил седан Volkswagen Polo, двигавшийся во встречном направлении, и опрокинулся.

«Несколькими секундами спустя, чтобы оказать помощь водителю MAN, к месту ДТП попытались подойти четыре пешехода, которые переходили проезжую часть в неустановленном месте. Их не заметил водитель автомобиля Mazda, который ехал очень быстро, не успел среагировать на опасность и наехал на пешеходов, которые от полученных травм скончались на месте», — говорится в сообщении ГИБДД.

Эта авария показала, насколько важно организовывать хорошую видимость транспортных средств и пешеходов в темное время суток.

Автомобили на обочине

Нередко можно видеть, как кто-то чинит колесо на обочине или даже прямо на трассе, не заботясь о том, что в темноте припаркованный автомобиль не виден издалека даже под фонарем. Особенно это характерно для старых машин, у которых в задних фонарях используются обычные лампочки накаливания. Поверхность фонарей покрывается серой грязью, которая скрывает не только их, но и светоотражающие катафоты. Если рядом нет знака аварийной остановки, транспортные средства на обочине превращаются в потенциальных убийц. Поэтому при любой остановке на скоростной трассе необходимо сразу включать мигающую аварийную сигнализацию и выставлять знак.

На каком расстоянии нужно выставлять знак?

Конструкция головной оптики всех машин устроена так, что они светят вниз на асфальт. Объекты, расположенные непосредственно на асфальте, отражают свет приближающейся машины раньше, чем катафоты на кузове. Поэтому знак будет виден издалека и предупредит о нахождении опасного объекта на дороге.

   
   

Правила использования знака аварийной остановки и аварийной сигнализации прописаны в статье 7 ПДД. Знак выставляется:

  • при дорожно-транспортном происшествии;
  • при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;
  • при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве).

В соответствии с пунктом 7.2.ПДД, знак устанавливается на расстоянии не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м — вне населенных пунктов.

Если знак не выставлен, то, в соответствии со статьей 12.27 КоАП РФ, невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных ПДД, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Фликер на пешеходе

Какие же требования предъявляет действующее законодательство к пешеходам и к способам улучшения их заметности на дороге?

С 1 июля 2015 года, согласно пункту 4.1 ПДД, вне населенных пунктов и в условиях плохой видимости при тумане, снеге, дожде пешеходы обязаны иметь так называемые фликеры. В населенных пунктах это требование не является обязательным, так как при хорошей инфраструктуре, ограждениях, фонарях и светофорах пешеходы попадают на дороги гораздо реже, чем за городом.

Фликеры представляют собой небольшие нашивки или бирки, изготовленные из светоотражающей ткани или материала. В свете фар в ночное время этот материал хорошо заметен издалека. Заметность человека увеличивается с 30 м до 150 м, а если у машины включен дальний свет фар, то фликеры заметны на загородной трассе на расстоянии около 300 м.

Самыми эффективными оказываются фликеры-нашивки на штанинах и обуви. Из-за особенностей распространения света фар они заметны с наибольшего расстояния.

Рекомендуется крепить фликеры не только на одежду, но и на санки, коляски, велосипеды и детские самокаты.

Если инспекторы проводят проверку пешеходов и обнаруживают отсутствие фликеров, то они вправе оштрафовать их по статье 12.29 КоАП РФ па пятьсот рублей.

Жилет на водителе

Автомобилисты при выходе из машины мгновенно превращаются в пешеходов. Поэтому в темное время суток они также обязаны обозначать себя фликерами или надевать светоотражающие жилеты, которые теперь входят в обязательную комплектацию любого транспортного средства. Такие изменения в Правила дорожного движения были внесены Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2017 года и вступили в силу 18 марта 2018 года.

Жилеты должны иметь 1 или 2 горизонтальные полосы светоотражающего материала, находящиеся на расстоянии 5 см друг от друга. ГОСТ, регламентирующий спецодежду, требует, чтобы полоски огибали торс и соединялись с верхней полосой спереди и сзади через плечи. Светоотражающие элементы могут иметь три флуоресцентных цвета: желтый, красный, оранжевый.

Светоотражающие жилеты также видны за 300 м в свете фар дальнего света и позволяют водителям хорошо видеть автомобилистов на проезжей части или на обочинах.

Если водитель не надел жилет, то ему положен такой же штраф, как и пешеходу: 500 рублей. Если же произошло ДТП и водитель не обозначил себя светоотражающей спецодеждой, то ему грозит штраф уже по статье 12.27 КоАП РФ в размере одной тысячи рублей.


Источники:
ria.ru
www.zr.ru