Новость о том, что ГИБДД запретило самостоятельно менять свыше десятка деталей машины (фары, бамперы, спойлеры, колесные диски и т.д.) под страхом штрафа или лишения прав до года, внесла сумятицу в ряды отечественных автолюбителей. Эксперты aif.ru объяснили, о чем может идти речь в этом случае.
Жесткая теория
В России вступили в силу изменения в законодательстве, касающиеся самостоятельного ремонта автомобилей. Теперь автовладельцам запрещено менять 12 ключевых деталей без специального разрешения, иначе — штраф в 500 рублей или лишение водительских прав по статье 12.5 КоАП.
Представители госавтоинспекции на своих интернет-ресурсах и в социальных сетях объяснили, как обстоит ситуация. «Дело в том, что кузовные детали, включая бамперы, обвесы и спойлеры, а также фары, колесные диски, внешние зеркала и прочие автодетали, которые могут оторваться от транспортного средства при аварии или на высокой скорости, представляют потенциальную угрозу для безопасности других участников дорожного движения, — отмечают они. — Именно по этой причине все указанные элементы авто должны быть в обязательном порядке сертифицированы. Так же сертификации подлежат любые модификации, которые сделал владелец в автомобиле».
Что касается салона автомобиля, то руль, сиденья и другие важные элементы салона также не рекомендуется менять самостоятельно, по мнению ГИБДД. «Все эти компоненты были разработаны с учетом максимальной защиты водителя и пассажиров, — отмечает инспекция. — Замена данных деталей на нештатные может повлиять на безопасность автомобиля и уменьшить ее уровень».
Практика покажет
«Вообще многое из этих нововведений вызывает, по меньшей мере, недоумение, — считает автоэксперт и автоблогер Сергей Логинов. — Что значит, „запретить самостоятельно“ менять треснувшую в пути фару или бампер (камень попал)? Ничего сложного в этом нет, а учитывая нынешние цены в сервисах за эту услугу, сделать все самому не только проще, но и выгоднее». Скорее всего, по его словам, речь идет об усилении контроля за тем, на что именно меняется та или иная деталь автомобиля. В этом случае, действительно, важно, чтобы деталь была либо оригинальная, либо сделанная с максимально приближенным по всем требованиям параметрам. А уж кто именно ее будет устанавливать — не столь важно, когда ситуация требует оперативного решения. «Другое дело — тюнинг — изменение или внесение изменений в конструкцию автомобиля — это может нести потенциальную опасность, — продолжает эксперт. — Но тогда надо об этом так и говорить. Если же вы ставите все оригинальное, то почему нельзя?». Пока же, по его словам, много непонятного, так что будем ждать практики, которая покажет, как это все работает на самом деле.
В свою очередь, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова Андрей Моисеевсчитает, что нашим водителям не придется особо заморачиваться по этому поводу. «Если внимательно прочитать статью 12.5 КоАП, то большинство самостоятельных изменений относятся к части 1 указанной статьи и наказываются штрафом в 500 рублей, — указывает он. — Сурово наказывается лишь нанесение цветографических схем автомобилей оперативных служб (лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет)». Есть, по его словам, неоднозначность в использовании световых приборов (там «светит» лишение прав на срок от полугода до 1 года). Но важно отметить, что опять же речь не идет о самостоятельной замене, а об установке оборудования, которое может создать риск безопасности и здоровью.