Ударили по рукам. Эксперты объяснили, можно ли менять запчасти самому

Новость о том, что ГИБДД запретило самостоятельно менять свыше десятка деталей машины (фары, бамперы, спойлеры, колесные диски и т.д.) под страхом штрафа или лишения прав до года, внесла сумятицу в ряды отечественных автолюбителей. Эксперты aif.ru объяснили, о чем может идти речь в этом случае.

   
   

Жесткая теория

В России вступили в силу изменения в законодательстве, касающиеся самостоятельного ремонта автомобилей. Теперь автовладельцам запрещено менять 12 ключевых деталей без специального разрешения, иначе — штраф в 500 рублей или лишение водительских прав по статье 12.5 КоАП.

Представители госавтоинспекции на своих интернет-ресурсах и в социальных сетях объяснили, как обстоит ситуация. «Дело в том, что кузовные детали, включая бамперы, обвесы и спойлеры, а также фары, колесные диски, внешние зеркала и прочие автодетали, которые могут оторваться от транспортного средства при аварии или на высокой скорости, представляют потенциальную угрозу для безопасности других участников дорожного движения, — отмечают они. — Именно по этой причине все указанные элементы авто должны быть в обязательном порядке сертифицированы. Так же сертификации подлежат любые модификации, которые сделал владелец в автомобиле».

Что касается салона автомобиля, то руль, сиденья и другие важные элементы салона также не рекомендуется менять самостоятельно, по мнению ГИБДД. «Все эти компоненты были разработаны с учетом максимальной защиты водителя и пассажиров, — отмечает инспекция. — Замена данных деталей на нештатные может повлиять на безопасность автомобиля и уменьшить ее уровень».

Практика покажет

«Вообще многое из этих нововведений вызывает, по меньшей мере, недоумение, — считает автоэксперт и автоблогер Сергей Логинов. — Что значит, „запретить самостоятельно“ менять треснувшую в пути фару или бампер (камень попал)? Ничего сложного в этом нет, а учитывая нынешние цены в сервисах за эту услугу, сделать все самому не только проще, но и выгоднее». Скорее всего, по его словам, речь идет об усилении контроля за тем, на что именно меняется та или иная деталь автомобиля. В этом случае, действительно, важно, чтобы деталь была либо оригинальная, либо сделанная с максимально приближенным по всем требованиям параметрам. А уж кто именно ее будет устанавливать — не столь важно, когда ситуация требует оперативного решения. «Другое дело — тюнинг — изменение или внесение изменений в конструкцию автомобиля — это может нести потенциальную опасность, — продолжает эксперт. — Но тогда надо об этом так и говорить. Если же вы ставите все оригинальное, то почему нельзя?». Пока же, по его словам, много непонятного, так что будем ждать практики, которая покажет, как это все работает на самом деле.

В свою очередь, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова Андрей Моисеев считает, что нашим водителям не придется особо заморачиваться по этому поводу. «Если внимательно прочитать статью 12.5 КоАП, то большинство самостоятельных изменений относятся к части 1 указанной статьи и наказываются штрафом в 500 рублей, — указывает он. — Сурово наказывается лишь нанесение цветографических схем автомобилей оперативных служб (лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет)». Есть, по его словам, неоднозначность в использовании световых приборов (там «светит» лишение прав на срок от полугода до 1 года). Но важно отметить, что опять же речь не идет о самостоятельной замене, а об установке оборудования, которое может создать риск безопасности и здоровью.

Ранее сообщалось о том, чем объясняется причина роста продаж новых автомобилей в России.