Смерть по шаблону. Три сценария самых страшных аварий на дорогах

При анализе дорожно-транспортных происшествий (ДТП) можно выделить ряд особенностей дорог и инфраструктуры, которые провоцируют аварии буквально на ровном месте. По данным Национального управления безопасностью движения (NHTSA), существует набор паттернов, то есть повторяющиеся сценарии возникновения ДТП, которые воспроизводятся в разных на первый взгляд местах по одному и тому же алгоритму. Анализ этих устоявшихся смертельных сценариев позволит бороться за снижение смертности на дорогах.

   
   

Одинаковые сценарии ДТП

Европейские и американские институты при анализе дорожных происшествий пользуются своей системой оценок аварийности. Они не всегда смотрят на виновность водителей, а стараются оценить дорожную обстановку таким образом, чтобы понять, что заставляет водителей нарушать правила.

К примеру, на российских дорогах есть свои особенности, вызванные спецификой их обустройства. А они, в свою очередь, формируют сложившиеся сценарии аварийности.

Если автомагистраль из пяти полос сужается в две на коротком участке, да еще поблизости есть выезды с прилегающих дорог местного значения, то эти участки потенциально опасны и провоцируют аварии. Здесь неважно, кто из водителей виноват в возникающих ДТП с точки зрения Правил дорожного движения. Опасность заключается в самой конфигурации дороги.

Перестройка проблемного участка гораздо лучше позволяет справиться с аварийностью, чем штрафы.

Немаловажным фактором, влияющим на безопасность движения, является и ментальность водителей. Сложившиеся стереотипы поведения на дороге складываются при определенных условиях в такие же паттерны ДТП, влияющие на аварийность. Нацеленность на дерзкую езду и хамство на дорогах негативно сказываются на дорожной обстановке, в особенности зимой, когда резкие маневры часто приводят к потере управляемости машиной.

Три смертельных сценария

Специалисты журнала «За рулем» провели анализ российских условий и выявили три опасных паттерна, приводящих к гибели водителей и травмированию пассажиров.

   
   

По их данным, около 95% погибших в ДТП в Москве стали жертвами трех основных сценариев развития ДТП. Это лобовое столкновение транспортных средств, наезд на пешехода и наезд на препятствие (в том числе и на неправильно припаркованный транспорт).

Эти типы происшествий дают почти 92% случаев травмирования граждан.

При всем многообразии причин аварий другие типы ДТП занимают в общей картине смертности всего 5%.

Лобовые столкновения

Самые страшные — это лобовые столкновения. Они чаще всего происходят при необдуманных обгонах и при необоснованном выезде на встречные полосы движения. По статистике ГИБДД, с января 2015 года по сентябрь 2020 года в Москве в лобовых столкновениях погибло 846 человек, а смертность в таких ДТП составляет 27,34%.

Для снижения аварийности и для предотвращения возможности лобовых столкновений на дорогах строятся барьеры и отбойники. Потоки транспорта разводятся по разным путепроводам. Эта борьба приводит к положительным результатам. В последние годы смертность снижается. Однако на небольших трассах не везде можно ставить ограждения, и на рост аварийности влияет уже поведение водителей.

К примеру, некоторые водители пускаются в обгоны не из необходимости, а просто потому, что такой сценарий поведения считается достойным. Можно видеть, как после серии обгонов автомобилист просто останавливается у магазина или на обочине, чтобы отдохнуть, и пропускает транспорт.

Наезд на препятствие

Странно выглядит и стоянка на дорогах, а также неаккуратное размещение транспорта на проезжей части. Часто машины оставляются за пределами специально отведенных мест и превращаются в препятствия для движения.

Водители грузовиков даже меняют колеса на скоростных полосах МКАД без выставления знаков аварийной остановки. В итоге мчащиеся легковые машины врезаются в такие препятствия и люди гибнут за рулем. Из-за наезда на препятствия с января 2015 года по сентябрь 2020 года в Москве погибло 643 человека, а смертность в таких ДТП составила 20,78%.

Те же, кто уворачивается от столкновения с неправильно припаркованной машиной или с оставшимся на полосах движения транспортом, рискуют сбить людей, производящих ремонт или дожидающихся ГИБДД.

Чтобы ужесточить контроль за стоянкой транспортных средств, на обочинах дорог устанавливаются камеры, вводятся новые штрафы, строятся дополнительные площадки для отдыха и организуются дополнительные парковочные карманы, огороженные от основных полос движения. Однако ментальность водителей и неуважение к другим участникам провоцирует на повторение опасных сценариев поведения.

Наезд на пешеходов

Среди повторяющихся причин наезда на пешеходов — превышение скорости и необоснованное нахождение людей на проезжей части.

Всего на дорогах Москвы с января 2015 года по сентябрь 2020 года при наезде на пешеходов погибло 1462 человека. Смертность в таких ДТП составляет 47,25%. Поэтому организуются подземные и надземные переходы. Однако люди оказываются на трассе не только из-за необходимости перейти дорогу.

В соответствии с информацией Департамента транспорта Москвы, до 40% столкновений со стоящими машинами связаны с наездом на автомобили, дожидающиеся ГИБДД для оформления мелких аварий. Гибнут вышедшие из автомобиля люди. В Москве чаще всего такие аварии происходят на МКАД.

В скором времени в Правила дорожного движения (ПДД) могут быть внесены поправки, изменяющие порядок оформления мелких аварий на скоростных автострадах. Проект документа сейчас разрабатывается МВД по поручению правительства.

Столичные власти и ГИБДД призывают сейчас при мелких авариях не останавливаться на полосах движения на МКАД, а для оформления сразу съезжать на обочины или на специализированные площадки для отдыха. Хотя водители так поступают далеко не всегда.