Многие СМИ опубликовали новость, что Верховный суд вынес решение о признании самокатов полноценными транспортными средствами. Эта новость была тем более удивительной, что сейчас продолжается подготовка законопроекта о придании самокатам статуса средств индивидуальной мобильности, управление которыми должно регулироваться отдельными положениями ПДД. Рассказываем, что же произошло на самом деле и какие изменения в правах и обязанностях ждут водителей автомобилей и самокатчиков.
Самокат или пешеход?
Как сообщает «Коммерсант», в мае 2021 года в подмосковных Химках произошло ДТП. Машина поворачивала налево, а по встречной полосе двигался человек на электросамокате, который в результате аварии погиб. Следственное управление МВД Химок возбудило уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК (нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее смерть человека). Следователь назначил автотехническую судебную экспертизу, назвав электросамокат с двигателем мощностью 5,4 кВт и максимальной скоростью до 85 км/ч, на котором передвигался погибший, «механическим транспортным средством», что делало его полноправным участником дорожного движения. И если самокат двигался по своей полосе, то встречные машины при повороте должны были его пропускать.
Адвокаты водителя автомобиля с этим выводом не согласились и после прохождения инстанций обратились в Верховный суд. Они старались добиться признания того, что все самокатчики являются пешеходами, которые не имеют права выезжать на проезжую часть. Однако Верховный суд отказал в удовлетворении иска.
В решении суда нет ничего удивительного и ничего нового. Если самокат имеет электромотор мощностью свыше 250 Вт, то он попадает под характеристику мопеда или мотороллера.
В соответствии с пунктом 1.1 технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» к мопедам относят двух- или трехколесные транспортные средства, способные разгоняться не более чем до 50 км/ч, имеют двигатель внутреннего сгорания объемом не более 50 куб см. или электродвигатель с максимальной мощностью от 250 Вт до 4 кВт.
Самокат же погибшего в Химках гражданина имел мощность 5,4 кВт и мог разгоняться до максимальной скорости 85 км/ч. Тем самым по существующим российским законам этот самокат необходимо уже отнести к мотоциклам или к мотороллерам категории L3, потому как максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Низкая безопасность
В целом, мощные самокаты как вид транспорта становятся самым опасным из всех существующих в России. Небольшие колеса и слабые тормоза не позволяют тормозить столь же эффективно, как автомобили и мотоциклы, а значит, человек на электросамокате легко может врезаться в другие транспортные средства.
Водитель легко теряет равновесие от наезда на камень или просто из-за неудачного резкого торможения. В итоге, человек летит кубарем на проезжую часть и рискует попасть под колеса автомобилей.
Самокатчики на высокой скорости могут врезаться в выруливающий из дворов транспорт. Если самокатчик обгоняет пробку между рядов, а какой-то автомобиль поворачивает налево перпендикулярно потоку, то самокат не успевает затормозить и, как правило, бьется в крыло или в дверь машины. Человек перелетает через крышу и оказывается на асфальте.
Нужны ли права для управления самокатом?
Если самокат или скутер имеют мотор мощностью менее 250 Вт, то юридически он считается пешеходом и права для катания на нем не нужны. Эти устройства вскоре получат статус «средств индивидуальной мобильности».
Но если самокаты имеют мотор, мощность которого составляет свыше 0.25 кВт, то к ним предъявляются особые требования. Эти транспортные средства должны оборудоваться световыми приборами, водитель обязан иметь шлем, а его право передвигаться на таком виде транспорта должно быть подкреплено водительским удостоверением категории М.
Другими словами, чтобы кататься на мощных самокатах, теперь потребуются новые права и соответствующее оснащение. Причем не важно, ездит ли гражданин по тротуару или по дорогам общего пользования. Также на мощном электросамокате запрещается ездить вдвоем и перевозить детей, потому как это не предусмотрено его конструкцией.
Нарушителям грозят большие штрафы. В соответствии по статьей 12.7. КоАП РФ, управление транспортным средством водителем, не имеющим прав, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати тысяч рублей.
Если же гражданин дает покататься на электросамокате с мотором мощностью свыше 0.25 кВт ребенку, то штраф выписывается еще больше. В соответствии по статьей 12.7. КоАП РФ, «передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей».
Тем самым, сейчас мощные электросамокаты попадают под фактический запрет в городах, потому как не каждый их покупатель готов сдавать на права категории М.