Почему ГИБДД запретили снимать номера с автомобилей?

Категория:  ПДД и ГИБДД
Ответ эксперта

Каким образом теперь инспекторы будут контролировать эксплуатацию неисправных транспортных средств, рассказывает член Ассоциации юристов России, заместитель председателя Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.

   
   

Недействующая мера

Снятие регистрационных номеров с автомобилей применялось в качестве обеспечительной меры по ряду административных правонарушений: при управлении автомобилем с просроченной страховкой, езде без прав, на незарегистрированном автомобиле, машине с чрезмерной тонировкой и при других нарушениях.

Тогда эксплуатация машины запрещалась, а государственные регистрационные знаки подлежали снятию до устранения причины запрета. Водитель мог в течение этого дня управлять автомобилем, допустим, двигаясь в автосервис. Но на практике происходило иначе. После снятия номеров водители не спешили устранять неисправности, а лихачили еще больше, считая, что без номеров они превращаются в неподсудных.

Пришлось правоохранительным органам исправлять ситуацию. В октябре 2013 г. МВД своим регламентом упростило процедуру изготовления дубликатов номерных знаков. Теперь их в случае необходимости можно сделать в любой частной аккредитованной фирме за 30 минут, в то время как раньше необходимо было обращаться с заявлением в ГИБДД и долгое время ждать получения табличек. В итоге снятие регистрационных номеров как обеспечительная мера потеряло смысл.

В связи с этим в ноябре 2014 г. были внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым ч. 2 ст. 27.13 КоАП РФ, предусматривающая запрет эксплуатации транспортного средства путем снятия государственных регистрационных знаков, утратила силу.

Сейчас ничего нового не произошло. Закрепление запрета на снятие номеров с автомобилей оформлено в указе президента и носит формальный характер. Этот указ приводит уже действующие меры в полное соответствие с российским законодательством.

Запрет в силе

У инспекторов ГИБДД по-прежнему осталось право задерживать транспортные средства за такие нарушения, как: управление автомобилем в нетрезвом состоянии, управление без регистрационных документов на автомобиль, управление с заведомо неисправной тормозной системой и рулевым управлением, управление ТС водителем, лишенным права управления. Но запрет реализуется с помощью других мер.

   
   

Задержание транспортного средства осуществляется путем перемещения его в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку). Далее его предписано хранить до устранения причины задержания. Другими словами, если водителя поймают пьяным, то вызывается эвакуатор из специализированной организации, а владелец машины, когда протрезвеет, оплачивает его услуги. Но к подобным мерам инспекторы прибегают крайне редко. Чаще автомобиль просят забрать кого-нибудь из родственников или друзей, вписанных в полис ОСАГО и допущенных к управлению машиной.

Между тем новые поправки приносят пользу иного характера. Теперь невозможно ездить без номеров ни при каких обстоятельствах. Раньше лихачи могли снять таблички, чтобы не попадаться под штрафы с камер, и ездили неделями.

Сейчас таким машинам уделяется особое внимание. За управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков прописана ответственность по статье 12.2 КоАП РФ. Нарушителям выписывается административный штраф в размере 5 тысяч рублей (или они лишаются права управления автомобилем на срок от одного до трех месяцев).

Такое же суровое наказание грозит и за вполне распространенную житейскую ситуацию, когда водитель, купив машину в автосалоне, получает номера, но по какой-то причине не успевает или не желает их закрепить на штатные места. Таблички бросаются в салоне или всовываются под окна. Такую машину может остановить первый попавшийся экипаж ГИБДД.

Выявлять любителей езды без регистрационных знаков сейчас можно с помощью системы видеонаблюдения «Безопасный город» или по старинке, при патрулировании экипажами ДПС. Любая машина без номеров теперь вызывает вопросы у сотрудников ГИБДД. Сначала ее выявляет камера, а затем сигнал поступает на ближайший пункт ДПС или экипажу, патрулирующему дороги поблизости.

Смотрите также: