В 2021 году вступает в силу новый регламент проведения экзаменационных испытаний для выпускников автошкол. Этот документ разрабатывался в течение нескольких лет и был призван приблизить процесс обучения в автошколах к реальной жизни. Кандидаты в водители должны хорошо ориентироваться в городе и адекватно оценивать свои возможности в рамках сложного трафика. Исходя из этого, разработаны новые правила приема экзаменов, которые начнут действовать с 1 апреля 2021 года. Глава ГИБДД России Михаил Черников рассказал в интервью РИА Новости о том, как будет протекать процесс приема практической части экзамена и на каких аспектах будет делаться упор сотрудниками ГИБДД.
«Площадка» растворяется в «городе»
До сих пор экзамен в ГИБДД делился на три крупных части, оценивающихся отдельно. Это теоретический курс, состоящий из вопросов по правилам дорожного движения, набор фиксированных упражнений на автодроме и городская езда. Такой порядок существовал многие десятилетия, но сейчас ситуация меняется. Решено отказаться от «площадки» в пользу более тщательной оценки навыков молодых водителей.
Обучение в автошколах протекает сейчас по простому сценарию. Большую часть времени кандидатов в водители натаскивают на «площадке», где они часами учатся чувствовать габариты автомобиля, разворачиваться в тесном пространстве, заезжать в гараж и парковаться. Однако на отработку навыков городского вождения остается мало времени. В итоге будущий водитель выезжает на дороги недостаточно подготовленным и теряется при возникновении опасных ситуаций. Поэтому критерии оценки изменятся.
«В первую очередь мы расширили проверку знаний не только теоретических, но и практических. Кандидат в водители будет оцениваться в условиях реального движения и на основе этих испытаний допускаться к участию в дорожном движении, в том числе по автострадам, парковкам и на сложных перекрестках. Особое внимание будут уделять навыкам вождения в реальной обстановке — на автострадах, развязках, перекрестках», — рассказал глава ГИБДД России Михаил Черников.
Уйдет в прошлое экзамен по первоначальным навыкам управления, теперь все элементы, присущие «площадке», будут проверяться на дорогах, что значительно усложняет работу молодого водителя. Ему придется парковать машину не на хорошо знакомом месте на автодроме, а на той улице, где укажет экзаменатор. То же самое касается маневрирования в ограниченном пространстве и прочих упражнений. По поведению ученика инспектор сможет быстро оценить его подготовку.
Накопление мастерства
По словам Михаила Черникова, сейчас много молодых водителей погибает на улицах городов, не умея выполнять элементарные правила перестроений, не умея должного опыта читать знаки и предоставлять приоритет другим участникам движения. Более 700 человек погибает в год из-за низкого уровня знаний и умений, полученных в автошколах. Поэтому от автошкол сейчас требуется уделять больше внимания практической езде в мегаполисе. Сделать это можно исключительно увеличением числа отведенных на городскую езду часов.
Автошколы должны пересмотреть процесс обучения и выпускать полноценных водителей, готовых сразу выехать на автострады и хорошо ориентироваться в городской среде после получения водительского удостоверения.
Что же касается экзамена, то он так же предусматривает штрафные баллы за ошибки. Ученику будут выставляться от одного до трех баллов за нарушение. Для получения положительной оценки необходимо продемонстрировать навыки вождения на дороге, набрав при этом, как и ранее, менее пяти штрафных баллов.
Не сдавшему экзамен с третьей попытки потребуется более продолжительный отдых. Повторные испытания назначат уже не ранее чем через месяц, но не позднее чем через три месяца. Это правило касается также практической части, а именно городской езды.