«Паутина» против нарушителей. МВД запускает систему розыска авто

GotziLA STOCK / Shutterstock.com

При угоне автомобиля преступники стараются быстро отогнать его в другой регион, пока владелец не сообщит о пропаже. В этом случае возможность улизнуть от преследования возрастает. В других субъектах федерации нет столь же информативных систем отслеживания передвижения транспортных средств, как в Москве и Подмосковье. До сих пор московским правоохранительным органам и ГИБДД приходилось обращаться за помощью к коллегам из других областей для поиска таких преступников. Однако в течение этого года ситуация должна качественно измениться. По данным «Коммерсанта», уже подписан приказ МВД о запуске в эксплуатацию новой системы «Паутина», которая позволяет объединить камеры в столице и в других российских регионах в единую информационную сеть, позволяющую ловить преступников, а также помогающую простым автомобилистам обжаловать ошибочные штрафы. Как она будет действовать?

   
   

Как работает «Паутина»?

Сначала дорожные камеры появлялись в России разрозненно и действовали автономно. В основном они контролировали скоростной режим. Формированием штрафных постановлений занимались региональные центры автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП). Софт везде был разный, поэтому работа центров не была синхронизирована. Затем в Москве началось строительство сетей, которые включали в себя тысячи уличных камер, покрывающих основные магистрали столицы.

Очень быстро функционал сетей был расширен. До 2017 года они были объединены в единую систему, и было заявлено о планах распространить столичный опыт на весь Центральный федеральный округ. Сейчас благодаря единому программному пространству камеры способны отслеживать движение нарушителей или преступников в реальном времени.

Чтобы большое око смогло заглянуть за пределы Подмосковья, МВД переводит центры автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД на новое программное обеспечение под названием «Паутина».

По информации «Коммерсанта», ЦОДД Москвы заключил два контракта на сумму 440 млн руб. с двумя подрядчиками на разработку «единой сквозной системы перехвата и розыска транспортных средств» и поставку оборудования к ней. До конца года «Паутину» внедрят в большинстве регионов России.

Софт располагает и другими возможностями. К примеру, он поможет дистанционно обжаловать автоматические протоколы на штрафы, полученные водителями по ошибке. Если автомобилист не согласен с наказанием, то он вправе подать жалобу в электронной форме.

Преимущество «Паутины» здесь в том, что она позволяет получить фото не только с места нарушения ПДД, но и со всего пути следования автомобиля, в том числе те, которые по разным причинам были отсеяны.

   
   

Как обжаловать ошибочное постановление?

Необходимость внедрения электронных апелляций назрела давно. Нередко возникали правовые коллизии, когда автомобилисты получали штрафы с машин-двойников, ездящих где-то за тысячи километров от ничего не подозревающего гражданина. Мошенники, копируя номера, сами скрывались от штрафов, переводя их на других водителей. Чтобы отыскать такой автомобиль-двойник, приходилось проходить через множество инстанций.

В соответствии со статьей 30.3 КоАП РФ, оспорить штраф можно в течение 10 суток со дня получения копии постановления. Если протокол выписал инспектор ГИБДД на месте происшествия, то срок в 10 дней начинается с момента выдачи документа.

Если штраф поступил с камеры автоматической фиксации нарушений, то предписанный законом срок начинает исчисляться с момента получения копии постановления по почте.

Для подачи апелляции требуется прийти лично в ГИБДД по месту вынесения ошибочного постановления. Так, если штраф пришел из Казани, то для разбирательства приходилось отправляться в Казань. Естественно, не все водители имели такую возможность, это создавало колоссальные возможности для злоупотреблений. Водителям было легче заплатить небольшие деньги, чем тратить время на обжалование.

Сейчас обжалования в электронном виде планируется реализовать через портал госуслуг.

Порядок изложен в законопроекте, который прошел три чтения в Государственной думе. Чтобы защитить автомобилистов и отсечь мошенников, все обжалования в электронном виде решено делать с применением цифровой подписи.

Для подтверждения электронной подписи необходимо вместе с документами сходить в МФЦ, где один из менеджеров должен будет подтвердить личность клиента, сверившись с паспортом.