Опасный самокат. Кого привлечь к ответственности в случае ДТП

r.classen / Shutterstock.com

Самокат развивает большую скорость — и при столкновении с пешеходом может нанести ему серьезный ущерб. Реально ли привлечь ответственности самокатчика, допустившего наезд?

   
   

Об этом aif.ru рассказала Оксана Васильева, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ:

— К сожалению, сегодня правила движения на электросамокатах не урегулированы, это пробел в праве. Но с 01 марта 2023 года вступят изменения в ПДД, где будут регламентировано перемещение на электросамокатах. Сразу же после происшествия и наезда стоит сделать фотографии или даже записать видео, которые подтверждали бы факты ДТП и причиненного вреда. Лучше всего договориться на месте и определиться с размером компенсации (составить расписку или лучше даже соглашение о возмещении).

Если прийти к компромиссу не удалось, тогда вызывайте сотрудников ГИБДД, требуйтесоставить протокол. Запишите номера проходящих рядом людей. Возможно, их свидетельские показания понадобятся позже. В случае телесных повреждений необходимо обратиться в больницу, а в случае причинения ущерба имуществу стоит это отразить в протоколе о ДТП.

Далее надо подавать заявление в суд и требовать выплаты компенсации морального вреда и расходов, понесенных в связи с лечением. Правовой статус лиц, управляющих электросамокатом, не установлен, но суды могут прировнять их к водителям автомобилей, а впоследствии привлечь к ответственности. За причинение тяжкого вреда по неосторожности грозит от штраф до ограничения свободы. За уничтожение или повреждение имущества по неосторожности на сумму более 250 000 рублей грозит наказание вплоть до лишения свободы до одного года.

Если водитель электросамоката скрылся, но удалось заметить, что это был прокатный самокат определённой компании, то имеет смысл сделать запрос в данную организацию. Компании в состоянии отслеживать перемещение электросамокатов, а также они имеют некоторые данные своих пользователей. Правда, информацию обычным гражданам компании вряд ли будут предоставлять, но соответствующие запросы из органов власти или из суда не оставят им выбора.

   
   

А это мнение Анны Салютиной, члена ассоциации юристов России:

— Ударная сила во время аварии от самоката будет точно такой же, как от скутера или мотоцикла. В соответствии со статьей ГК РФ № 1079, электросамокат относится к объектам повышенной опасности, где владелец отвечает перед пострадавшим лицом за вред здоровья или имуществу. Уголовная и административная ответственность при аварии с электросамокатомработает очень плохо, поскольку нет четкого регламента действий в отношении виновника.

Тем не менее, есть судебная практика, которая все же защищает интересы пострадавшего. По уголовной ответственности это статья 109 (ч.1 и ч.2), ст.118, ч.1, статья 168. Важно при этом обращать внимание на Постановление Правительства РФ № 522 от 17.08.2007 (о степени тяжести вреда). Административная ответственность регулируется статьями 12.24 (ч.1 и ч.2) и ст. 12.30.

На практике административные наказания встречаются редко. Штрафы варьируются в диапазоне до 30 тысяч рублей, но чаще всего где-то 2,5 тысячи рублей. Материальные ущербы тоже удаётся компенсировать, но суммы— не более 4 тысяч рублей. Вероятней всего, ближе к 1 марта 2023 года появятся какие-то обнадеживающие поправки об ответственности электросамокатчиков, где их транспорт получит статус СИМ — Средства индивидуальной мобильности.