Езда по трамвайным рельсам вызывает много вопросов у автомобилистов. В некоторых случаях это разрешено законом, в других же — строго запрещено. Кроме того, из-за разности сцепления колес могут возникать аварии. Однако подобные поездки опасны и по другой причине: неправильные действия водителей способны обернуться повреждением трансмиссии. Как же правильно ездить на автомобиле по трамвайным путям?
Неожиданная авария
На ряде дорог в исторических городах трамвайные пути проложены посреди проезжей части. Кое-где они утоплены в мостовую, и поток транспорта передвигается прямо по рельсам. Колея автомобилей классов C и D совпадает с рельсами, отчего автомобиль встает на пути и идет, опираясь шинами на металл.
Водитель и пассажиры ощущают, как изменяется поведение машины, подвеска перестает грохотать на неровностях асфальта, на провалах булыжника или плитки. Однако трамвайные рельсы коварны, и мягкое прямолинейное движение может мгновенно обернуться аварией.
Гладкая поверхность углеродистой стали имеет примерно такой же коэффициент сцепления, как лед. При торможении колеса теряют зацеп и проскальзывают, из-за чего автомобиль может легко соскочить с путей. К примеру, дорогу начинает переходить пешеход, или машина пытается развернуться в противоположном направлении и выезжает боком на пути. Водитель мчащегося автомобиля инстинктивно жмет на педаль и прибегает к экстренному торможению. Однако в этот момент передние колеса соскакивают с рельсов и упираются в крепкое дорожное покрытие, а задние все еще остаются на рельсах. В итоге корма уходит в занос. Машину резко разворачивает и может выкинуть в любую сторону дороги. Иногда машина оказывается на встречной полосе, а в других случаях — на тротуаре с непредсказуемыми последствиями для пешеходов. Поэтому на трамвайных путях нельзя разгоняться свыше 40 км/ч из-за риска резкой потери управляемости при торможении.
Повреждения колес
Еще одна неприятность может приключиться с колесами. На форумах можно встретить примерно такие сообщения:
«Прошлой зимой порезал о рельсы правое переднее колесо, переезжая их под небольшим углом, получил боковой порез. Пришлось выкинуть новый баллон, было чертовски жаль. Где и как это получилось, понял сразу же. Колесо спустило в ноль прямо при переезде рельсов. Край рельса был в задирах и как пилой продрал боковину».
Часто стыки путей в межсезонье из-за подвижек грунта начинают выступать, и высота рельсов становится выше нормативной. Часто такие колебания полотна заметны на стрелках путей, где грунт и асфальт проседают. В общем, проезд по ним на высокой скорости иногда оборачивается грыжами или задирами на протекторе, а также помятыми низкопрофильными дисками.
Повреждение трансмиссии
Особенно аккуратно нужно ездить на поворотах по трамвайным стрелкам на полноприводных машинах. На рельсах колеса часто пробуксовывают, что приводит к повреждениям трансмиссии. Дело в том, что в активе полноприводной трансмиссии есть межосевые дифференциалы, которые помогают отсекать момент от загруженных колес во время пробуксовки. Некоторым водителям даже нравится поддать газу и чувствовать, как полноприводный кроссовер идет вбок, словно в дрифте. Тяга в 200-300 Нм перераспределяется между осями, и, когда заднее колесо начинает бешено вращаться на рельсе, трансмиссия передает на него большую часть тяги. При добавлении газа мощность увеличивается, и буксующее колесо шлифует металл. Но так происходит недолго, автомобиль соскакивает на асфальт, и колесо мгновенно стопорится. Дифференциал перебрасывает сотню ньютон-метров на другие колеса, и трансмиссия получает мощный удар от собственного двигателя. Иногда срывает зубья шестерен, иногда разбиваются валы и подшипники. В общем, при проезде рельсов буксовать не рекомендуется.
Что говорят Правила дорожного движения (ПДД)?
Согласно п. 9.6 ПДД, передвижение на трамвайным путям попутного направления допускается, если они находятся слева по направлению движения, на одном уровне с проезжей частью и ничем не отгорожены от нее. Также можно выезжать на них, если не создаются помехи для трамваев или необходимо выполнить объезд, повернуть налево или развернуться.
В п. 9.6 ПДД отдельно указано, что выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается, если они:
— расположены справа;
— находятся выше или ниже уровня проезжей части, отгорожены какими-либо конструкциями (или при наличии знаков «Движение по полосам» или соответствующей разметки).
Если нарушены правила при выезде на трамвайные пути попутного направления, действует статья 12.16.1 КоАП РФ, которая предусматривает штраф в размере 500 рублей. Езда по путям встречного направления наказывается лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.