Без технического осмотра невозможно получить диагностическую карту, которая, в свою очередь, требуется для оформления полиса ОСАГО. Однако правила техосмотра содержат массу подводных камней. Если раньше специализированные центры могли выдавать подобные документы по упрощенной схеме, то сейчас, с внедрением фотоконтроля и жестким регулированием посещаемости мастерских, вряд ли уже удастся применять отработанные процедуры, которые так нравились водителям, приезжающим зачастую на неисправных машинах.
К примеру, представим, что накануне визита в технический центр произошла небольшая авария. Случайный автомобиль помял крыло у припаркованной машины и уехал. Ремонтировать повреждения на свои деньги не хочется, и, пока ГИБДД ищет нарушителя, приходится ездить с поврежденным кузовом. На безопасность поездок эта вмятина не влияет. Конструкция транспортного средства не задета, детали подвески и рулевого управления в порядке. Есть ли в этом случае шанс пройти официальное ТО и получить законную диагностическую карту?
Перечень неисправностей и технический регламент
Во время проведения технического осмотра мастера аккредитованных сервисных центров пользуются тремя основными документами, регламентирующими допуск транспортных средств к эксплуатации. И первый из них — это приложение к Правилам дорожного движения (ПДД) под названием «Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств».
Помимо повреждений тормозной системы и рулевого управления, а также шасси, двигателя и трансмиссии, в нем есть список повреждений ряда кузовных элементов.
К примеру, в пунктах 7.1.-7.4 указывается, что автомобиль нельзя эксплуатировать, если:
«Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТ Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.
Не работает звуковой сигнал.
Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.
Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей».
Однако там не упоминаются вмятины или иные повреждения кузова.
Вторым документом, определяющим порядок допуска машин к эксплуатации, является Технический регламент Таможенного союза, в котором также приведен похожий перечень неисправностей. Но и в нем нет противопоказаний в отношении вмятин на кузове.
Что говорит ГОСТ?
Однако если обратить внимание на ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», то в пункте 4.7.25 мы найдем такие строчки:
- «Не допускаются: ненадежное крепление амортизаторов вследствие сквозной коррозии мест или деталей крепления;
- чрезмерная общая коррозия рамы и связанных с ней деталей крепления или элементов усиления прочности основания кузова автобуса, грозящая разрушением всей конструкции;
- сквозная коррозия или разрушение пола пассажирского помещения автобуса, способные служить причиной травмы;
- коррозия либо трещины и разрушения стоек кузова, нарушающие их прочность;
- вмятины и разрушения кузова, нарушающие внешние очертания и узнаваемость модели АТС».
В пункте 4.7.26 также приводятся повреждения кузова, при которых невозможен допуск транспортного средства к эксплуатации. Это «грубые повреждения и трещины или разрушения лонжеронов и поперечин рамы, щек кронштейнов подвески, стоек либо каркасов бортов и приспособлений для крепления грузов».
Таким образом, если при аварии задета силовая структура кузова, то технический осмотр не даст разрешения на эксплуатацию транспортного средства. Однако в отношении крыльев и дверей ситуация двоякая. Мастер должен самостоятельно оценить, является ли вмятина настолько критичной, что «нарушает очертания кузова». Может быть, она незаметна и не влияет на внешний облик транспортного средства. Никаких подробных описаний допустимых габаритов вмятин в ГОСТе Р 51709-2001 не приводится. Решение о допуске машины к эксплуатации принимает конкретный специалист технического центра.