Движение в потоке транспорта подчиняется своим неписанным законам, которые иногда приобретают юридическую форму.
Неформальный язык автомобилистов
Представим ситуацию, когда большая фура с высоким кузовом закрывает обзор впереди и движется по меркам автомобилистов не слишком быстро. В некоторых случаях грузовики выезжают на середину дороги и занимают даже часть соседней полосы, мешая обгонам. В других же случаях они подают сигнал левым поворотником, намеренно запрещая обгоны. Кто-то из водителей слушается этих команд, но есть и такие лихачи, которые идут на обгон вопреки пожеланиям шофера грузовика и нередко создают аварийную ситуацию.
Очень давно, еще до появления раций, среди дальнобойщиков сложился свой язык визуального общения. Левый поворотник запрещал обгоны, а правый разрешал. Моргнув грузовику сзади дальним светом фар, можно было спросить разрешение на обгон, и если он подавал разрешающий сигнал поворотником, то можно устремляться вперед.
Есть и другие сигналы. К примеру, помигивание аварийной сигнализацией. Этот сигнал является просьбой о чем-либо. Как правило, таким образом шоферы грузовиков просят водителей попутных машин сзади выключить дальний свет фар, чтобы избежать ослепления.
Поворотник как закон
Сейчас часть из этого неформального языка общения перешла в правила дорожного движения. Головным светом теперь необходимо предупреждать о начале обгона, ну а запрещающее помигивание поворотником получило статус законного запрета на обгон.
В пункт 2 статьи 11 ПДД РФ была внесена запись, что «водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
- транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
- транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
- следующее за ним транспортное средство начало обгон.
Тем самым шофер грузовика вправе запретить обгон в любом месте для попутных машин, если он увидел какое-либо препятствие и собирается его обогнать с целью избежания столкновения.
Даже если другим участникам движения кажется, что впереди прямой и ровный участок дороги, а разметка прерывистая, то они все равно не должны игнорировать желтый сигнал мигающего поворотника у передней машины. Этот сигнал юридически равноценен сплошной линии разметки или запрещающему знаку 3.20 «Обгон запрещен».
Попутчики могут помигать дальним светом в ответ или просигналить, чтобы убедиться в намеренных действиях шофера грузовика. И если тот упорствует, то идти на опережение нельзя. За это полагается строгое наказание в виде лишения прав.
Статья 12.15 Кодекса административных правонарушений (КоАП РФ) гласит, что «выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев».
Водители грузовиков не случайно просят не обгонять их, потому как в дороге имеют место непредвиденные ситуации. К примеру, впереди виднеется глубокая яма, которую необходимо объехать по встречной полосе. Или в низине промелькнул свет фар встречного автомобиля, и водитель грузовика предупреждает о возможности столкновения. Поэтому дальнобойщиков необходимо слушать и правильно читать подаваемые световые сигналы.
Смотрите также:
- Можно ли обгонять автомобиль ГИБДД с включенными проблесковыми маячками? →
- Лоб в лоб. Как выехать на встречную и не лишиться прав →
- Как не лишиться прав при развороте на перекрестке? →