Можно ли комбинировать «шиповки» и «липучки» на одной машине?

Категория:  ПДД и ГИБДД
Ответ редакции

Правила дорожного движения допускают использование шин с различным рисунком протектора на одном автомобиле, если они будут размещены на разных осях. Главное, чтобы колеса шли парами и создавали одинаковую силу торможения справа и слева. Применим ли этот принцип для зимних колес разных типов и конструкций, таких как фрикционные шины («липучки») и шипованные колеса («шиповки»)?

   
   

Летом можно

Эксплуатация шин регламентируется двумя базовыми документами. Это «Перечень неисправностей и условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена», который является приложением к ПДД и напрямую связан с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ). Второй документ — Технический регламент Таможенного союза, где подробно закреплены правила эксплуатации автомобильного транспорта.

Пункт 5.5 ПДД определяет, что запрещается эксплуатировать машину, «если на одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора».

Если руководствоваться этими установками, то разные колеса можно использовать на автомобиле, но только при условии, что они будут идти парами и устанавливаться на разных осях. Тем самым будет сохраняться стабильность торможения справа и слева, благодаря чему сохраняется устойчивость и управляемость автомобиля. Если пренебрегать этим правилом, то автомобиль во время разгонов и торможений начнет уводить в сторону и его управляемость нарушится. Кроме того, разница в рисунке протектора справа и слева будет влиять на износ колес.

Зимой нельзя

Между тем размещение различных летних шин на разных осях не слишком вредит управляемости машины. Их сцепные свойства различаются не настолько сильно, чтобы спровоцировать занос задней оси. Однако в зимнее время все меняется, и руководствоваться летними правилами оснащения транспортного средства уже нельзя. Более того, пункт 5.5 ПДД содержит такую строчку: «Эксплуатация ТС запрещена, если на транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины». То есть зимой использовать «шиповки» и «липучки» нельзя даже на разных осях.

У этого есть своя причина. Дело в том, что фрикционные колеса, не имеющие шипов, на льду и плотном снежном накате значительно отличаются по поведению от «шиповок». При незначительной увлажненности льда их сцепные свойства стремятся к нулю, в то время как «шиповки» продолжают хорошо держать дорогу.

Представим ситуацию, когда на передней оси машины водитель установил «шиповки», а сзади «липучки», то есть фрикционные шины, у которых основную нагрузку держит мягкий резиновый протектор.

   
   

«Шиповки» спереди на ведущих колесах прекрасно разгоняют и замедляют автомобиль и помогают быстрым перестроениям. Задняя ось, оснащенная фрикционными колесами, при этих маневрах выполняет вспомогательную роль и лишь стабилизирует машину. В итоге у водителя создается ложное представление о надежном поведении машины на льду. А эти заблуждения оказываются опасными при прохождении поворотов.

В поворотах задняя ось начинает испытывать заметную перегрузку, бороться с которой может только протектор. На сухом асфальте протектор «липучек» отлично держится за покрытие, но появись на дороге участок увлажненного гололеда, как задняя ось срывается в занос, в то время как передние ведущие колеса продолжают цепляться за лед и тащат машину вперед. В этих условиях проскальзывания задних шин могут спровоцировать аварию.

Поэтому комбинирование «шиповок» и «липучек» запрещено. Однако ПДД и технический регламент не запрещают устанавливать на одну ось однотипные «шиповки» разных производителей. Главное, чтобы их размерность совпадала, а тип колеса был одобрен производителем автомобиля.

Можно ли ставить вместе старые и новые «шиповки»?

Однако чего нельзя делать категорически, так это комбинировать старые «шиповки» с новыми. Законом это не запрещено, но здравый смысл водителя должен предостеречь от подобных действий. Уже после четырех сезонов «шиповки» теряют до половины шипов и их поведение на льду резко ухудшается, потому как периодически в пятне контакта работают два или три металлических зуба при норме в восемь. «Шиповки» без шипов превращаются в обычные фрикционные покрышки, да еще и с изношенной, растрескавшейся и потерявшей эластичность резиной.

Таким образом, при смене старой зимней резины необходимо купить сразу целый комплект зимних колес. В этом случае поведение автомобиля на скользких покрытиях будет предсказуемым.