Как сообщает «Коммерсант», МВД скорректировало законопроект, позволяющий ужесточить контроль за техническим состоянием автомобилей. Так как в прошлом году произошла отмена обязательного технического осмотра для большинства личных легковых автомобилей, ГИБДД может получить возможность контролировать состояние машин прямо на дорогах. По задумке авторов законопроекта, инспекторы ГИБДД могут отправлять досмотренные на дороге автомобили в пункты ТО, если возникают обоснованные претензии к работе технических систем. Однако механизм контроля за соблюдением ремонта еще не разработан. В Общественной палате представители ГИБДД рассказали, как они видят этот контроль и что грозит автомобилистам, если они не выполнят требования сотрудников полиции в течение недели.
Езда с неисправностями
В соответствии с пунктом 2.3.1. ПДД, автомобилисту запрещается движение при возникновении на его транспортном средстве ряда неисправностей. Помимо поломок тормозной системы, рулевого управления и прочего, к серьезным неисправностям относят неработающие омыватели и очистители ветрового стекла, ограничения видимости со стороны водительского места, а также оторванные зеркала, разбитые фары, неработающую ABS, неисправность гидроусилителя руля, перегоревшие стоп-сигналы и т. д. Кроме государственного техосмотра, до сих пор не было эффективных рычагов воздействия на автомобилистов, ездящих на неисправных автомобилях. Сотрудник ГИБДД мог только пожурить водителя за неразумность и выписать штраф в 500 рублей по статье 12.5 КоАП РФ. Отправлять машину на штрафстоянку разрешалось только с неисправностями тормозов, рулевого управления или тягово-сцепного устройства. Однако сейчас должен вступить в силу иной механизм контроля.
МВД представило для обсуждения законопроект, позволяющий инспекторам изымать СТС у владельцев транспортных средств, если в семидневный срок не устранены выявленные инспекторами неисправности машины.
Документ готовится с 2020 года, однако за это время он вызвал массу замечаний и критики. Как утверждают его авторы, сейчас все спорные моменты устранены и поправки готовятся к внесению в Госдуму.
Процедура прекращения эксплуатации
Как отмечает начальник управления надзорной деятельности ГИБДД России Роман Мишуров, на дорогах выявляется около 3 млн различных нарушений, так или иначе связанных с техническими проблемами, что создает дополнительную угрозу безопасности дорожного движения. За рубежом в таких случаях применяется принудительная блокировка и отправка транспортного средства в сервис.
Такой вариант неприменим в России, так как создает риски «злоупотреблений на местах». Вместо этого предложено ограничивать эксплуатацию другими методами, а именно заносить информацию об автомобиле в информационный реестр и требовать у водителя устранения неисправности в течение недели.
Другими словами, если при остановке машины вдруг обнаружатся неисправности, которые препятствуют дальнейшей эксплуатации транспортного средства, инспектор ГИБДД может отправить автомобиль на ремонт и затем на принудительный техосмотр. Инспектор при этом самостоятельно вносит в информационную систему ЕАИСТО пометки о повреждениях машины. У водителя будет возможность доехать до места стоянки или до мастерской. На ремонт дается семь дней, после чего потребуется пройти проверку на одном из пунктов технического осмотра.
Если ремонт не выполнен и диагностическая карта не оформляется, то вступает в действие запрет на эксплуатацию автомобиля. Без карты аннулируется и полис ОСАГО.
Без свидетельства о регистрации
Если же при последующей проверке на дороге выяснится, что автомобилист продолжает ездить на неисправной машине и после 7-дневного срока, то законопроект предлагает изымать у владельца свидетельство о регистрации (СТС). А эксплуатация автомобиля без регистрации в ГИБДД запрещена и может обернуться штрафом от пятисот до восьмисот рублей. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов отметил, что после отмены техосмотра контроль за личным транспортом должен иметь место, однако 7-дневный срок ремонта вызывает вопросы. Дело в том, что даже в 2021 году наблюдался дефицит ряда деталей, и сроки их поставки могли затянуться на несколько недель, а сейчас, в 2022 году, имеются вполне очевидные причины для усложнения ситуации с запчастями.
Обсужденный в Общественной палате законопроект вступает в силу 1 марта 2023 года — и до того времени еще есть возможность поправить ряд спорных вопросов.