Пленум Верховного суда дал разъяснения о том, как правильно применять статью 12.2 КоАП РФ. Эта статья касается управления транспортным средством с нечитаемым, установленным не по ГОСТу, с подложным регистрационным знаком или с тем знаком, который преднамеренно скрыт с использованием материалов или иных технических устройств. О том, как правильно устанавливать знаки на автомобиль, рассказывает Член Ассоциации юристов России, специалист общества защиты прав автомобилистов ОСА Пётр Губенко.
На бампере или на подножке?
Ранее уже было распространено разъяснение Верховного суда, но оно не было таким подробным, поэтому суды общей юрисдикции и мировые судьи иногда переквалифицировали правонарушения с части второй на часть первую. Сейчас практика ужесточается. То есть, если при досмотре инспектор ГИБДД обнаружит у водителя грязный номер или висящий на знаке листочек, упавший с дерева, то появятся все основания составить протокол по части второй, которая предусматривает возможность лишения прав. К слову, в соответствии с ГОСТ 50577-47, все цифры и буквы номера автомобиля должны просматриваться с 20-метрового расстояния.
Грязный знак на чистом автомобиле будет считаться загрязненным умышленно. Более того, лишать прав могут не только за грязь на знаке, но и за неправильное его расположение, мешающее читаемости. Инспектора могут расценить такое деяние как преднамеренное, рассчитанное на сокрытие номера.
В нашей юридической практике был случай, когда водитель закрепил регистрационный знак на подножке спереди грузового автомобиля, поскольку заводом-изготовителем не было предусмотрено место для крепления знака. Водитель счел правильным установить знак примерно там, где он обычно располагается — внизу посередине кабины. Но там была откидная подножка. К ней-то водитель и прикрепил номер.
В пути грузовик остановил экипаж ГИБДД по какому-то мелкому нарушению, во время осмотра инспектора увидели, что знак установлен на подвижном элементе. Инспектора посчитали, что подножку вместе со знаком можно убирать на некоторых участках трассы, где установлены камеры контроля системы «Платон» (контроль за пробегом и маршрутами грузовиков). По их мнению, таким образом можно прятаться от дорожных камер. В итоге суд этого водителя лишил прав.
Без лампочек
Водителям нужно быть крайне осторожными. Любые приспособления для защиты номерного знака от выпадения, крепкие хомуты, перекрывающие цифры, пленки или нештатные рамки от грязи могут трактоваться как намеренное сокрытие номерного агрегата. Но хуже всего обстоит дело с б/у иномарками, где штатное место под знак не подходит для российских табличек. Это создает проблемы, в особенности по ночам.
В примечании к статье 12.2 КоАП РФ есть уточнение, что «государственный регистрационный знак признается нечитаемым, если в темное время суток не обеспечивается прочтение хотя бы одной из букв или цифр заднего знака с расстояния в 20 метров». За освещение знака ночью отвечают специальные лампы. Естественно, на нештатных местах их нет, задний знак остается в темноте и не может просматриваться с 20 метров, что дает право инспекторам применять меры административного взыскания.
Инспектор будет просто констатировать, что водитель управляет ТС с нечитаемым регистрационным знаком. Скорее всего, судьи такие ситуации будут квалифицировать по части второй статьи 12.2 КоАП РФ, и это с учетом разъяснения Пленума Верховного суда.
Замечен еще один способ спрятаться от камер. Сейчас растет количество водителей, регистрирующих машины в Белоруссии. Информационные базы двух стран не объединены, и автоматическая система контроля не распознает белорусские знаки. Она фиксирует нарушения, но не знает, куда направлять штраф. В итоге привлекать подобных водителей к ответственности могут только инспектора ГИБДД на месте происшествия.
Смотрите также:
- Могут ли эвакуировать автомобиль за отсутствие знака «Шипы»? →
- Правда ли, что теперь будут лишать прав за грязные номера? →
- Какой штраф за незаконную наклейку «Инвалид» на машине? →