В России продолжается реформа ОСАГО. Страховщики давно лоббируют тему индивидуализации страховки. По их заявлениям, на дорогах страны сложилась несправедливая ситуация, когда малый процент автомобилистов создает на дорогах большее число аварийных ситуаций и заставляет за них платить страховщиков. Злостные лихачи занимают примерно 5% от всего числа автомобилистов, однако их активная езда становится причиной половины опасных столкновений на дорогах. При этом стоимость страховки для них такая же, как и для всех.
Поэтому страховые компании перекладывают расходы на плечи законопослушных клиентов, отчего и растет общая стоимость страховки. Не раз высказывалась идея адаптировать начисления стоимости индивидуально для разных водителей.
Дистанционный контроль
Как заявили в Российском союзе автостраховщиков (РСА), рассматриваемые поправки в закон об ОСАГО первоначально имели массу интересных предложений. Высказывалась идея дистанционного контроля за водителями с помощью специальных телематических устройств с чипами спутниковой навигации и другими приборами, способными записывать и передавать информацию о движении машины, ускорениях, перемещениях между полос и т. д. По задумке страховщиков, эти данные с привязками к картам спутниковой навигации позволили бы анализировать специфику вождения каждого водителя и на этом основании начислять автомобилистам очки, влияющие на стоимость полиса ОСАГО.
К примеру, если водитель ездит аккуратно и набрал полный комплект премиальных баллов, то страховка насчитывалась бы ему по минимальной ставке с понижающими коэффициентами. Если же прибор фиксировал частые нарушения скорости, активные перестроения, свидетельствующие об опасном вождении, то система бы могла автоматически занижать рейтинг водителя, что сказывалось бы на росте цены полиса ОСАГО.
Четыре грубых нарушения
В процессе обсуждения документа предложение страховщиков сильно видоизменилось. Возможность использования телематического контроля при формировании стоимости ОСАГО была отложена на неопределенное время, и вместо нее появился иной порядок оценки уровня мастерства водителей.
Контроль за соблюдением ПДД должен производиться не автоматическими системами, а инспекторами ГИБДД. Если человек в течение года неоднократно привлекался за грубые нарушения правил к административной ответственности и инспектора составляли на него протоколы о нарушениях, то страховка сильно подорожает.
Называется четыре вида грубых нарушений, влияющих на ОСАГО. Это проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на встречную полосу движения, а также управление автомобилем в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
Штрафы с комплексов фото- и видеофиксации на страховку влиять не должны и не могут приниматься в расчет страховщиками. Депутаты посчитали, что по фотографиям с камер не всегда удается достоверно узнать, кто из водителей находился за рулем.
Пока не ясно, как будет работать система начисления повышающих коэффициентов. Однако депутаты уточнили, что максимальная цена страховки после всех штрафных надбавок за аварийность и опасное вождение не должна превышать трехкратного максимального значения базовой ставки тарифа.
Дискуссия по реформе ОСАГО не окончена. По заявлениям заместителя председателя Банка России Владимира Чистюхина, после оценки эффективности нововведений могут приниматься последующие корректировки статей документа.
Смотрите также:
- Поддержка модернизации. РСА и эксперты — за изменение тарифов ОСАГО →
- Лихачи заплатят за все. Тарифы ОСАГО будут пересмотрены? →
- Для кого подорожает ОСАГО? →