Комплексы фото- и видеофиксации нарушений активно используются не только в Москве и Казани, но и в других российских городах. Растет число выписанных протоколов, и вместе с этим улучшается безопасность на дорогах. Куда направляются собранные с нарушителей средства, рассказывает член Ассоциации юристов России (АЮР), адвокат Карен Погосов.
В бюджеты разных уровней
Распределение денег между бюджетами очень сложное. Согласно статье 46 Бюджетного кодекса РФ, штрафы, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), подлежат зачислению в федеральный бюджет, если постановления о наложении административных штрафов вынесены:
- судьями федеральных судов;
- должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, территориальных органов и иных федеральных государственных органов;
- должностными лицами Центрального банка Российской Федерации;
- должностными лицами государственных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
Между тем не все деньги идут в федеральный бюджет. Гораздо больше средств направляются в региональные бюджетов субъектов федерации. Для этого решение о зачислении должны приниматься региональными властями.
К примеру, в законах сказано, что штрафы подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в том случае, если постановления о наложении административных штрафов вынесены:
- должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- должностными лицами государственных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Собранные деньги также могут распределяться между бюджетами разных уровней в процентном соотношении. Об этом тоже есть свои законодательные акты.
На ремонт дорог и в частные руки
Между тем поток денег регулируется иными решениями. Начиная с 1 января 2019 года средства, собранные с автомобилистов-нарушителей, решено адресно передавать на приведение в порядок российских трасс. Закон об этом ещё в 2018 году был подписан главой государства.
Сегодня деньги от нарушителей наполняют дорожные фонды наряду с перечислениями от:
- оплаты транспортного налога;
- реализации акцизов на автотопливо;
- траншей из федерального бюджета, в том числе в рамках специальных госпрограмм по строительству безопасных и качественных дорог.
Далее средства фонда направляются:
- на приведение в порядок конкретных дорожных участков;
- строительство новых трасс;
- установку и ремонт светофоров;
- нанесение разметки;
- оборудование пешеходных переходов.
Впрочем, немалая часть денег от оштрафованных граждан уходит все-таки на другие цели, в том числе на доставку автовладельцам писем с оповещениями о допущенных нарушениях. Администрирование правонарушений и содержание большого аппарата служащих требует расходов, которые с лихвой покрываются работой камер.
Кроме того, в некоторых регионах размещение систем фиксации отдано на откуп частным компаниям, получающим за это солидный процент. Они следят за сохранностью оборудования и эксплуатируют его в рамках действующего законодательства.
Условия контрактов в разных регионах отличаются. Где-то фирмы получают фиксированную сумму, а где-то — определенную сумму с каждого штрафа.