Министерство транспорта Российской Федерации подготовило проект постановления для систематизации использования самокатов на городских улицах. В Правила дорожного движения (ПДД) решено внести новые поправки, ограничивающие использование этого вида транспорта на тротуарах и пешеходных переходах. Что это за поправки?
Пешеходные переходы
В октябре 2021 года Минтранс и МВД представили серию корректировок Правил дорожного движения, позволяющих систематизировать ПДД с целью улучшения безопасности. Основной упор делается на так называемые средства индивидуальной мобильности (СИМ), количество которых многократно увеличилось на городских улицах. К этому виду транспорта относят гироскутеры, самокаты с электродвигателями, моноколеса, сегвеи и прочие устройства. Проблема в том, что из-за пробелов в законодательстве на них можно ездить как по тротуарам, так и по дорогам общественного назначения. В обоих случаях возникает недопонимание с другими участниками движения.
Скорость средств индивидуальной мобильности слишком высока для передвижения в потоке пешеходов, из-за чего случаются опасные столкновения, и люди получают травмы. Между тем, скорость СИМ для передвижения по обочинам дорог, наоборот, слишком мала, чтобы обеспечить их безопасность, или проблемы с управляемостью этих транспортных средств часто провоцируют аварийные ситуации. Неудивительно, что МВД, ГИБДД и Министерство транспорта готовят документы для создания новой законодательной базы.
Поправки содержат предложение ограничить максимальную скорость передвижения на средствах индивидуальной мобильности до 25 км/ч. При этом масса устройства не должна быть более 35 кг. Для движения по проезжей части дорог общего пользования скорость СИМ предлагали ограничить 60 км/ч. Причем одной из самых проблемных зон дорог и тротуаров являются островки перед пешеходными переходами.
Дело в том, что там скапливается большое количество граждан, готовящихся перейти улицу. Некоторые самокатчики не успевают сбросить скорость и сбивают людей.
Депутат Госдумы Султан Хамзаев выступил с инициативой ограничить до 5 км/ч скорость самокатов и гироскутеров перед нерегулируемыми переходами. Предложение нашло понимание у Министерства транспорта и с доработками внесено в список изменений в ПДД. В своем ответе на депутатский запрос Минстранс сообщает, что планируется не только подкатывать на большой скорости к пешеходному переходу, но и пересекать по нему дорогу на средствах индивидуальной мобильности. К слову, по пешеходным переходам запрещено передвижение и на велосипедах.
Дело в том, что быстрое пересечение пешеходного перехода опасно с точки зрения водителей. Когда автомобили подъезжают к «зебре» они оценивают обстановку с небольшой задержкой. Если у края перехода нет пешеходов, то водители жмут на газ, чтобы продолжить движение. Если в этот момент на «зебру» выскочит самокат со скоростью 25 км/ч, то ни у него, ни у автомобиля не останется ни времени, ни пространства, чтобы избежать столкновения. Поэтому Минтранс и предлагает самокатчикам останавливаться перед «зебрами» и переходить дорогу пешком, удерживая самокат в руках, как это предписано велосипедистам.
Какие еще будут ограничения?
Задание на разработку нового ГОСТ, определяющего требования к СИМ и к дорожной инфраструктуре, было выдано ФГУП НАМИ, который является головным разработчиком автомобильных технических стандартов. Новый государственный стандарт предполагает ограничить максимальную скорость средств индивидуальной мобильности до 25 км/ч. При этом сейчас продаются самокаты, которые имеют мощность свыше 4000 Вт, способные поддерживать скорость в 70-80 км/ч, что крайне небезопасно из-за малой устойчивости самоката.
Подобные средства передвижения предлагается оборудовать электронными ограничителями, которые будут отключать мотор при превышении установленного порога. Также проект ГОСТа предполагает, что у электросамокатов должен быть пешеходный режим, который позволяет двигаться среди плотного потока пешеходов, предотвращая опасные столкновения. В этом случае скорость индивидуального транспортного средства тоже должна быть ограничена 6 км/ч.
Предполагается также и выдача прав на управление самокатами. Если самокат или скутер имеют мотор мощностью более 250 Вт, то юридически они считаются мопедами, и водитель обязан при управлении ими иметь шлем и водительское удостоверение категории М.
Если же мощность мотора самоката выше 4000 Вт, то такой самокат считается мотоциклом и требует прав категории А.