Как оформлять аварии на велодорожке с моноколесами и самокатами?

Категория:  ПДД и ГИБДД
Ответ редакции

Количество происшествий на тротуарах и велодорожках в последние три года возрастает. Активное использование скутеров, самокатов, скейтбордов и велосипедов с электромоторами оборачивается столкновениями. Нередко эти новые средства передвижения позволяют развивать высокую скорость, и при столкновении люди получают травмы. Аварии случаются как на велодорожках, так и на тротуарах. О том, как оформлять подобные происшествия и кто из участников движения ответственен за причиненный ущерб, рассказывает член Ассоциации юристов России (АЮР) Карен Погосов.

   
   

Что такое средства индивидуальной мобильности?

В 2020 году правительство ввело поправки в Правила дорожного движения (ПДД), связанные со средствами индивидуальной мобильности (СИМ). Теперь обладатели СИМ не относятся к пешеходам, кроме детей, не достигших возраста 7 лет.

СИМ — это электрические и обычные самокаты, скейтборды, гироскутеры, мини-сигвеи, моноколеса.

Гражданам на моноколесах запрещено движение по проезжей части дорог общего пользования. Для других СИМ существует несколько обязательных правил:

1. Выезд на автомагистраль строго запрещен.

2. Если на пути имеются пешеходные или велосипедные дорожки, то на проезжую часть заезжать нельзя.

3. Ехать можно только по краю обочины, не препятствуя движению автомобилей.

   
   

4. Скорость некоторых электроскутеров и самокатов должна быть строго ограничена 60 км/ч.

5. При передвижении по обочинам дорог на скутерах и самокатах необходимо наличие тормозной системы, передней фары и заднего фонаря, а также зеркал заднего вида. Допустимо надевать средства оснащения на водителя СИМ.

6. Запрещено ездить в нетрезвом состоянии, под наркотическим или медикаментозным воздействием.

Важные правила пользования СИМ

Если гражданин на СИМ едет по тротуару, то он обязан уступать дорогу пешеходам.

В общественных местах райдер должен приобрести скорость, равную темпу шага пешеходов.

Сигналы светофоров для велосипедистов распространяется на СИМ тоже.

Можно свободно передвигаться по проезжей части в жилых зонах, но не препятствуя перемещению автомобилей.

На жилой территории пешеход находится в приоритете.

Перед выездом из жилой территории райдер должен пропустить других участников движения.

Возмещение причиненного ущерба

Универсального алгоритма при столкновениях пешеходов с электросамокатом или водителем моноколеса пока нет. Наряды ГИБДД не разбирают таких дел. Добиваться возмещения причиненного ущерба можно только в судебном порядке.

Для доказательств в суде необходимо попросить очевидцев аварии стать свидетелями по делу. Тогда у вас больше шансов зафиксировать факт причинения вреда.

Важна видеосъемка инцидента. То есть, если момент со столкновением засняла камера наблюдения или зафиксировал очевидец, это будет большим плюсом. Если же вы засняли на смартфон ушибы или то, как лежите на асфальте, это не является доказательством виновности СИМ.

Решение суда будет зависеть от множества моментов: степени тяжести телесных повреждений, параметров гироскутера, поведения водителя и наличия камер поблизости. Выиграть суд реально, но надо, чтобы для вас удачно сложился ряд факторов.

Глобальная проблема

Между тем проблема электросамокатов и самокатов — глобальная. Если в России только начинают вводить правовую базу для СИМ, то ряд европейских стран уже принял законы, регулирующие поведение самокатчиков на дорогах, а в ближайшее время ЕС введет общие для всех членов содружества нормы по этому поводу.

Гироскутеры, сигвеи, моноколеса, в ряде стран ЕС будут скоро запрещены к использованию на тротуарах из-за того, что они не могут обеспечить экстренного торможения и резко сменить курс. В этом случае водитель падает и травмируется.

При этом контролировать передвижения водителей на СИМ безусловно стоит. Но единственный путь, который видится,  введение безусловной ответственности перед пострадавшими пешеходами, а также применение повышенных штрафов за нарушение ПДД.