Как камеры ловят за фальшивый техосмотр?

Категория:  ПДД и ГИБДД
Ответ редакции

Изображения с дорожных камер теперь могут использоваться для проверки процедуры оформления диагностической карты на тот или иной автомобиль. По полученной с них информации можно определить, была ли машина на станции технического осмотра или нет. Кроме того, помогают установить истину системы спутникового позиционирования ГЛОНАСС, фиксирующие местонахождение автомобиля в указанное в диагностической карте время.

   
   

Фотомонтаж

Информация о том, что дорожные камеры будут ловить водителей без техосмотра, появилась еще в начале 2022 года. Тогда утверждалось, что уже с марта 2022 года камеры начнут составлять автоматические протоколы на 2 тысячи рублей за езду без диагностической карты. Однако с отменой обязательного техосмотра для легкового транспорта граждан этот проект был приостановлен. У ГИБДД возникли технические трудности в работе электронных баз, и для их решения потребовались большие инвестиции. Камеры не совсем хорошо различали легковой транспорт от грузового, и возникали трудности с быстрым получением сведений из реестра легковых такси.

Однако в сентябре 2022 года сотрудники МВД вновь стали использовать комплексы видеонаблюдения для поиска фальшивых диагностических карт, но не для того, чтобы наказывать автомобилистов, а чтобы поймать мошенников, которые в погоне за наживой проводят техосмотр дистанционно, с нарушением установленной законом процедуры.

Союз операторов технического осмотра сообщил, что с марта 2021 года по август 2022 года правоохранительные органы аннулировали 26 861 карту техосмотра, которые, как оказалось, были оформлены с нарушениями закона. Причем эти карты выдавались на лицензированных станциях, обладающих необходимым оборудованием, но работа выполнялась формально, зачастую без досмотра транспортных средств.

Как пишет «Коммерсант», в ходе проверок выяснилось, что некоторые станции продавали карты, не вызывая машины на осмотр. А для оформления отчета они использовали фотомонтаж. С помощью компьютерных программ операторы диагностического оборудования вклеивали изображение автомобиля в фотографию и загружали ее в информационную базу техосмотра ЕАИСТО МВД. Когда подобный подлог вскрывался, то диагностическую карту аннулировали. Однако не каждое изображение можно достоверно проверить на предмет фальсификации.

Местоположение транспорта

Как сообщила пресс-служба МВД, признаком фиктивной диагностической карты может быть также тот факт, что автомобиль не находился в ангаре мастерской в указанное в документации время. Для поиска местонахождения машин и используются автоматические комплексы фотофиксации, а также штатно установленные системы ГЛОНАСС.

   
   

Если камеры на въезде в СТО не зафиксировали автомобиль в районе пункта ТО в указанное время, то пройти проверку технического состояния он не мог, а значит, диагностическая карта оформлялась с нарушениями.

Методика проверки выглядит следующим образом. Операторы системы смотрят по времени прохождение автомобилем технического осмотра и сверяют его изображение и номер с фотографиями с ближайшей к этому месту камеры. Если автомобиль с таким регистрационным знаком не фиксировался на въезде на СТО, то у инспекторов возникают большие сомнения в подлинности диагностической карты.

Если карта выдавалась на транспортное средство, где штатно эксплуатируются системы спутникового контроля ГЛОНАСС, то местоположение автомобиля отследить еще легче. Это автобусы, дорожные машины и иная спецтехника, за передвижением которой следят операторы. Получить информацию о нахождении транспортных средств в то или иное время МВД может по официальному запросу на предприятие, на балансе которого и состоит техника.

По итогам проверок наказанию подверглись лицензированные организации, осуществлявшие махинации с техосмотром. Сотрудники правоохранительных органов возбуждали административные дела по статье 14.4.1 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства в области ТО». За подобные нарушения суды вправе начислить штраф до 300 тыс. рублей.