О повышении максимальной скорости и о штрафах за превышение власти на разных уровнях говорят уже больше года. И по тому, и по другому вопросу были проведены эксперименты, которые себя оправдали. Но если повышение лимита встречено позитивно, то штрафы за превышение средней скорости вызывают вопросы и недовольство.
Быстро только на хороших дорогах
С 6 августа максимальная скорость в 130 км/ч официально разрешена законодательством, а с 16 октября Автодор первым ввёл участки с новым лимитом на трассе М-4 «Дон». Общая протяжённость дорог, где разрешено ехать 130, конечно, очень мала — она составляет всего 35 км и разбита на три отрезка: 51–71 км, 76–103 км и 113–120 км. Они полностью совпадают с платными участками, поскольку именно на них был проведён ремонт и полотно соответствует международным стандартам. Нужно отметить, что быстро смогут ехать только автомобили максимальной массой не более 3,5 тонн, для остальных участников движения разрешённая скорость остаётся прежней.
Замер средней скорости: закон и техника
Юридических преград для использования системы по вычислению средней скорости нет. В российском законодательстве регламентируется только то, что превышение лимита наказывается штрафами, а тот способ, каким образом оно будет измеряться, должен быть просто сертифицирован. Именно поэтому возможно применение технологии «Автодория», которая проходила проверку в Татарстане с 1 марта этого года. Опыт оказался успешным, и Главное управление обеспечения безопасности дорожного движения МВД России одобрило использование подобных комплексов, но с учётом некоторых рекомендаций.
С учётом технических особенностей система может работать на участках не более 5 км, если они будут длиннее, то возможны ошибки. Второе требование — контролируемый отрезок должен быть прямым. В связи с этим рекомендовано устанавливать оборудование только на прямых участках обычных дорог, в тоннелях и на мостах, при этом расстояние между камерами должно быть не более одного километра.
Принцип работы систем, измеряющих среднюю скорость, заключается в использовании двух камер, которые фиксируют момент въезда и выезда автомобиля в определённую зону и, учитывая время, которое было потрачено на проезд, рассчитывают среднюю скорость. Если она превышает лимит, то водитель получает «письмо счастья» с суммой штрафа, как при нарушении, выявленном «Стрелкой» или «Крис». Новые регистраторы смогут фиксировать автомобили, движущиеся со скоростью от 1 до 200 км/ч. Ночью замеры будут производиться в инфракрасном диапазоне, который позволит различить номер автомобиля в темноте. Ширина действия оборудования составляет 12 м, то есть под контроль попадают три полосы.
Как сообщает департамент транспорта Москвы, в столице пилотный проект будет реализован на участке длиной 1 км Волоколамского шоссе в направлении от МКАД до станции метро «Тушинская». Оборудование будет поставлено компаний Vocord. В Подмосковье комплексы «Автодория» будут установлены на Новорязанском шоссе (М-5 «Урал»), где будет располагаться сразу 19 пар камер (около населённых пунктов Островцы, Кулаково, Михайловская слобода и после эстакады с Рязанским шоссе); на трассе М-10 «Россия» появится 11 камер (возле Химок, Дубинино и Клина); на Горьковском шоссе — 5 комплексов и столько же на А-104 «Москва – Дмитров – Дубна». Оборудование будет установлено до конца 2013 года, и на это будет потрачено около 10 миллионов рублей.
Во благо или нет?
Контроль скоростного режима является достаточно важным способом борьбы за безопасность на дорогах. Но у нас применение комплексов фото- и видеофиксации воспринимается лишь как временное препятствие, перед которым нужно сбросить скорость, чем иногда вызывается дополнительная аварийная ситуация. Работа комплексов «Стрелка» и «Крис» определяется радарами, и есть целые сообщества водителей, которые собирают информацию о местах установки оборудования с координатами, которые можно занести в навигатор. В отличие от них, камеры «Автодория» не могут быть распознаны, поскольку они ничего не излучают, а лишь фиксируют данные автомобиля.
Измерение средней скорости менее безопасно, чем фиксация скорости в конкретный момент, поскольку водителю не нужно резко тормозить, чтобы «уложиться» в лимит. Ему нужно снизить скорость, но можно сделать это плавно, не создавая аварийных ситуаций, и выехать из зоны измерения с более низким показателем, чтобы получить среднюю цифру, не попадающую под наказание. Скорее всего, эти системы будут устанавливаться на трассах при въезде в населённый пункт и в районе пешеходных переходов, ведь именно там от скорости транспорта зависит безопасность пешеходов.
По статистике ГИБДД за январь – сентябрь на дорогах страны произошло более 146 тысяч аварий, в которых погибло почти 19 тысяч человек. По сравнению с тем же периодом прошлого года, количество ДТП с пострадавшими сократилось на 2,7 %, а количество погибших — на 7 %. Более 130 тысяч аварий происходит из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств, и определённая доля этих происшествий связана с превышением скорости. На 20,7 % выросло количество ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог, их количество составляет 38,5 тысяч.
Смотрите также:
- Без светофоров и пробок. Как поедет объездная дорога вокруг центра города? →
- Платная кольцевая автодорога пройдёт в 30-50 км от МКАД. ПЛАН →
- Готовы ли наши дороги к повышению скоростного лимита? →