В России начал разрабатываться стандарт, предполагающий использование карт спасения для всех транспортных средств. В соответствии с ним будут установлены требования к маркировке автомобилей, которая должна размещаться на кузовах машин в легкодоступных местах. Эти метки необходимы для служб спасения, которые выезжают на места аварий и спасают людей, пострадавших в ДТП. По информации ТАСС, маркировка использует технологии на основе штрих-кодов, идентификаторов QR-кода, а также RFID-меток и задействует ресурсы отечественной государственной системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». Каким образом будет работать новая система?
Разработка нового стандарта
Современные автомобили имеют множество технических устройств, которые во время аварии могут представлять угрозу для водителя и пассажиров. Это бензобак и система зажигания. Кроме того, силовая структура кузова рассчитывается таким обрзом, что при столкновениях должна поглощать удар за счет сминаемых зон спереди и сзади. В авариях кузов бывает настолько сильно поврежден, что двери блокируются, крыша деформируется, и извлечь людей из кабины трудно. Спасатели, прибывающие на место ДТП, испытывают трудности с быстрым доступом внутрь. Им приходится вырезать куски металла, откусывать специальными ножницами стойки и извлекать зажатых людей. При разлившемся бензине вести работы еще и небезопасно. Спасатели демонтируют двери, применяя усилия наугад, и тратят слишком много времени. Однако кузов может иметь конструктивно предусмотренные места для облегчения работы спасательных служб.
Разрабатываемый сейчас стандарт карт спасения позволит систематизировать конструктивную информацию о каждом транспортном средстве, допущенном для эксплуатации в России.
Разработка стандарта ведется во Всероссийском научно-исследовательском институте по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ВНИИ ГОЧС) МЧС России. Карта спасения транспортного средства — это электронный информационный документ, уведомляющий экстренные и спасательные службы о порядке безопасной работы с аварийным автомобилем. «Настоящий документ устанавливает дополнительные требования к кодификации, маркировке и идентификации аварийных транспортных средств, необходимые для получения информации, содержащейся в карте спасения транспортного средства, для экстренных и аварийных служб», — говорится в проекте ГОСТ.
Карта должна содержать сведения о местах расположения наиболее важных технических узлов и методах их отключения, а также о силовой структуре кузова, схемы подушек безопасности, топливных баков, аккумуляторных батарей, включая информацию об их типах и способах безопасного отключения. В карте должна быть указана информация о точках безопасной резки кузова, последовательности действий аварийных служб для безопасной деблокировки пострадавших, способах тушения возгорания автомобиля и его эвакуации.
Электронный формат
Внешний вид карты включает электронный и реальный форматы. Основная информация содержится на удаленных ресурсах в виде электронных баз данных. На кузове автомобиля будут размещаться штрих-коды, QR-коды, RFID-метки, то есть индивидуальные маркировки в машиночитаемом виде с возможностью переадресации ссылки на сторонний ресурс. Коды помогут быстро закачать электронные ресурсы, связь с которыми осуществляется через привычные мобильные устройства, работающие по каналам связи отечественной государственной системы экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС». Кроме того, информация частично дублируется на металлических табличках, закрепленных на кузове, где в виде схемы будут изображаться основные сведения о конструкции транспортного средства. Схема получит проекции сбоку и сверху.
Общий вид карты спасения должен содержать логотип марки, наименование изготовителя, модель, дату выпуска автомобиля.
В документе уточняется, что управлять информационным ресурсом, содержащим сведения о картах спасения, будет организация, уполномоченная Правительством РФ.
Для запроса информации экстренные и аварийные службы должны быть обеспечены электронными мобильными устройствами, позволяющими считать коды маркировки. По информации ТАСС, их уровень защиты основан на протоколе IP69K.
Карта спасения должна стать неотъемлемой частью технической документации на транспортное средство и будет разрабатываться изготовителем для каждой модели автомобиля. Правда, простым пользователям в повседневной эксплуатации она не нужна.