Наказания без вины не бывает: допобучение «пропишут» всем участникам ДТП

Михаил Воскресенский / РИА Новости

В будущем всем участникам ДТП необходимо будет пройти платные курсы контраварийной езды или курсы повышения водительского мастерства. С таким предложением накануне выступил член Комитета ГД по транспорту Александр Васильев. По его словам, это будет способствовать безопасности дорожного движения, а также поможет разгрузить от «пробок», возникающих из-за аварий, крупные города.

   
   

«Эта инициатива была высказана мной на круглом столе, посвящённом вопросам «европротокола» и ОСАГО, — рассказал автор идеи АиФ.ru. — Если люди не умеют как следуют ездить и город из-за них стоит в пробках, то их нужно дообучить. Причём не только виновников ДТП, но и потерпевших: одни повели себя неосторожно, другие не смогли предотвратить. А водительское мастерство — это в том числе умение прогнозировать действия других водителей. Потом, вообще полезно пройти курсы контраварийной езды. Было бы здорово построить ледяной автодром, чтобы водители почувствовали, как нужно вести себя на скользкой дороге».

Если же водитель по какой-то причине уклоняется от прохождения курса, его необходимо лишить прав до тех пор, пока он не закончит обучение, продолжил депутат. Впрочем, подчеркнул Васильев, это ещё не законопроект, а только инициатива, которой предстоит получить экспертную оценку. «Она будет обсуждена на координационном совете нашего комитета через 2–3 месяца. А потом пройдёт общественную экспертизу, получит оценку от ГИБДД и всех заинтересованных ведомств», — заявил Васильев.

Отметим, что предложение члена Комитета Госдумы по транспорту пока что не нашло положительного отклика у экспертов. Так, например, первый зампред Комитета по конституционному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков нашёл в нём множество «белых пятен» и нестыковок.

«Самый простой пример: вы запарковали автомобиль и пошли в аптеку. И тут какой-то товарищ в него врезается. Формально, вы — участник ДТП. Но, согласитесь, немного странно направлять вас из-за этого на курсы повышения мастерства, — заявил он АиФ.ru. — Другой пример: вы прошли техосмотр, но на дороге внезапно лопнула шаровая опора. Машина вильнула в сторону, задела соседнюю. Опять-таки, какое отношение авария имеет к вашим водительским навыкам? И таких примеров можно привести множество. Всем известно, какие у нас дороги зимой: ДТП может произойти просто по стечению обстоятельств».

По мнению депутата, разумно было бы посылать на курсы только злостных нарушителей и неплательщиков штрафов. А также тех, кто лишён водительских прав на долгий срок. «Последнее уже прописано в законодательстве. Но, может быть, мы не совсем корректно сделали: сейчас пересдавать экзамен обязаны все лишённые прав. А нужно, чтобы эти курсы и пересдачи проходили только те, кто лишён прав не менее, чем на год. И, конечно, попавшиеся на пьянке. Последние должны наказываться по всей строгости: и курсы, и увеличение тарифов ОСАГО», — подчеркнул Лысаков.

Любопытно, что нечто похожее практикуется на Западе. Так, например, в Германии водителю, пойманному на управлении автомобилем в нетрезвом состоянии, предлагается пройти так называемый «идиотентест» («тест на дурака»), чтобы получить права назад. Вопросы теста составлены настолько коварно, что сдать его с первого раза не представляется возможным. Например: что вы сделаете, если приехали в гости на машине, а вам предложили выпить? Выпьете и поедете домой на такси? Или выпьете и останетесь ночевать? Может быть, вовсе откажетесь от спиртного? Всё неверно, правильный ответ: вы не поедете в гости к людям, которые предлагают спиртное водителю. Затем провинившемуся дают красный карандаш и просят нарисовать ёлку. Когда тот покончит с заданием, врачи констатируют, что обследуемый полный «идиотен» — ведь ёлки красными не бывают! Словом, любитель заложить за воротник вынужден раз за разом «проваливать» достаточно унизительный тест. А каждая попытка стоит 400 евро, причём без предварительной подготовки у психолога (ещё около 2000 евро) сдать тест вообще невозможно. Таким образом, возврат прав может «влететь» в 10–15 тысяч евро — и это становится хорошим уроком для нарушителя.    
   

Возможно, обязательные платные курсы контраварийной езды стали бы полезным отечественным аналогом «идиотентеста», однако член правления НП «Московские областные автошколы» Владимир Виноградов убеждён, что всё это — одни разговоры: «Это не более чем благое пожелание: обычные, рядовые школы не преподают контраварийную подготовку. А специализированные центры есть далеко не во всех регионах России. То есть физически переварить огромный поток переобучающихся мы не в состоянии. Кроме того, контраварийной подготовкой нужно заниматься на постоянной основе. Это как ушу или карате: если немного походить на занятия, вы ничему не научитесь и вскоре забудете, о чём там вообще шла речь. При этом обрывочное контраварийное обучение будет внушать людям чувство ложной уверенности на дороге».