Камеры поумнеют: за что будут приходить «письма счастья»

Александр Кряжев / РИА Новости

Пересечение стоп-линий, игнорирование пешеходов на «зебре» — сегодня штраф за эти нарушения можно получить разве что случайно, попав под целевой рейд ГИБДД. Однако вскоре ситуация с «непопулярными» статьями КоАП изменится. Их научатся распознавать комплексы автоматической фиксации, что грозит столичным автомобилистам потоком новых «писем счастья». АиФ.ru составил подборку нарушений, фотоохота за которыми начнётся в ближайшем будущем.

   
   

Проезд на красный свет

Любопытно, что Москва вовсе не является пионером в области технических нововведений, касающихся безопасности дорожного движения. Игнорирование запрещающего сигнала светофора уже пару лет как отслеживают автоматические камеры в Перми, Тюмени, Кирове, Казани, Йошкар-Оле и Ростове-на-Дону. Однако в Москве «Стрелка-СТ» — основной комплекс фото-видеоконтроля, применяющийся в столичном регионе — как правило, находится перед перекрёстком, а не за ним, и используется только для замера скорости. Видимо, при реализации целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 20062010 годах» приоритет был отдан именно превышению разрешённой скорости, ввиду массовости этого нарушения. Как бы там ни было, по информации «Российской газеты», настало время для контроля за светофорами. Проезд на запрещающий сигнал, запечатлённый камерой, обойдётся в 1000 рублей. Отметим, что в данном случае нарушителю будет «выгоднее» получить штраф через систему видеофиксации, нежели из рук инспектора. Потому что повторное нарушение, совершенное в течение года, повлечёт за собой уже 5000 рублей штрафа или лишение прав сроком от 4 до 6 месяцев. Но работает прогрессивная шкала только в том случае, если обе квитанции выписаны «вживую». Новые «письма счастья» начнут рассылаться уже осенью.

Фото: РИА Новости / Александр Кряжев

Выезд за стоп-линию

Может быть, пересечение стоп-линии и не кажется таким уж серьёзным проступком, но почти всегда оно становится причиной бесконечных заторов. Водители, выезжающие за линию разметки в надежде успеть проехать перекрёсток, пристроившись в хвост медленно движущемуся потоку машин, закупоривают проезд для противоположного потока. Конечно, в ПДД есть пункт 13.2, который прямо запрещает выезжать на загруженный перекресток, но на деле проконтролировать его соблюдение сложно. Поэтому решение «забить» в камеры именно контроль за разметкой выглядит здравым. Заезд за стоп-линию при запрещающем сигнале светофора обойдётся нарушителю в 800 рублей штрафа. Отметим, что в Москве эта система пока находится на тестировании, а в Ижевске уже год как работает. Местные водители пишут на форумах, что «письмо счастья» приходит, только если машина пересекла передний край разметки на красный свет. Если же водитель просто не успел вовремя проехать перекрёсток, то штраф не приходит. Контроль за стоп-линией в столице может начаться уже в конце лета. Напомним, кстати, что в планах столичных дорожников значится также нанесение специальной «вафельной» разметки на все перекрестки. Пока что её можно увидеть в районе Восточное Дегунино.

Отказ пропустить пешехода на «зебре»

Пожалуй, самая труднореализуемая задача из всего списка — научить камеры следить за предоставлением преимущества пешеходам на нерегулируемых переходах. Ведь одно дело на глаз определять, помешал автомобиль или нет; другое — разработать программу, которая бы выстраивала траектории машин и людей, рассчитывала скорость и дистанцию между ними. И могла прийти к объективному выводу, что водитель повёл себя невежливо и создал опасность. Для доказательства вины комплекс будет предоставлять видеозапись нарушения — вместо традиционной фотографии. Правда, непонятно, каким образом видео будет приложено к штрафной квитанции, присланной по почте. Напомним, что штраф за непредоставление преимущества пешеходу составляет 1500 рублей.

Фото: РИА Новости / Виталий Аньков

Превышение средней скорости

   
   

Один из столичных «долгостроев» — комплекс «Автодория», умеющий высчитывать среднюю скорость автомобиля на определённом участке дороги. Про систему из двух камер, связанных с вычислительным центром, москвичи слышат уже не первый год. Но если в Татарстане «Автодория» давным-давно применяется, то в столице пока не спешат с её внедрением. На данный момент система проходит испытания на километровом участке Волоколамского шоссе, от МКАД до метро «Тушинская». Она засекает нарушителей, но не выписывает им «писем счастья». Причина, скорее всего, заключается в правовой неопределённости комплекса. Дело в том, что в ПДД отсутствует понятие «средней скорости», штраф можно получить только за моментальную скорость. Процесс изменения законодательных актов может затянуться на долгое время. Кроме того, «Автодория» достаточно сложна в установке — она требует прямого участка дороги, не имеющего боковых примыканий. Значит, её нельзя будет передислоцировать время от времени, как обычную «Стрелку-СТ». Ещё один минус — водитель может значительно превышать скорость, проезжая мимо первой камеры «Автодории». Но если он притормозит и до конца контролируемого участка поедет со скоростью ниже разрешённой, мешая остальным участникам движения, то штрафа он не получит. Словом, пока неясно, стоит ли вообще овчинка выделки. Отметим, в СССР функцию «Автодории» на трассах зачастую выполняли два патрульных экипажа, «вооружённых» секундомерами.

Езда по обочине

Кампанию по борьбе с этим раздражающим водителей нарушением правительство начало ещё в 2012 году. К нынешнему лету штраф за езду по обочине вырос в 4 раза — с 500 до 2000 рублей. Однако без помощи камер дело не тронется с мёртвой точки: инспекторы ГИБДД крайне редко штрафуют «обочечников», просто не хватает экипажей. Наблюдение за обочиной постепенно передаётся комплексам «Стрелка-СТ» — по сути это то же самое, что и контроль за выделенными полосами общественного транспорта. В настоящее время уже 50 комплексов могут оштрафовать тех, кто пытается объехать пробку справа. Камеры установлены на Московском малом кольце, Симферопольском, Новорязанском, Щёлковском, Ярославском и Минском шоссе. В столице «Стрелки» будут также штрафовать за проезд по тротуарам и выезд на велосипедные дорожки.

Напомним, что в 2013 году столичные водители штрафами пополнили бюджет города на 4,6 миллиардов рублей. Это составляет 7,3 % от суммарных доходов мегаполиса. Как заявил мэр Москвы Сергей Собянин, 95 % всех штрафов в столице выписывается в автоматическом режиме.