Запретят ли теперь дилерам навязывать недешевые допы при продаже машин?

Категория:  Обслуживание Авто
Ответ редакции

На фоне нарастающего дефицита автомобилей дилеры придумывают различные способы для увеличения цены. На имеющиеся в наличии автомобили устанавливается дополнительное оборудование, которое не нужно покупателям, но без которого невозможно купить понравившуюся машину. Навязывают услуги не только дилеры, но и банки, которые за выдачу выгодных кредитов требуют заключить дополнительные соглашения о продленной гарантии, страховании жизни и прочем. Смогут ли законодатели найти управу на распоясавшихся дилеров?

   
   

Махинации дилеров

Махинации с навязыванием дополнительных услуг начались еще в 2021 году, когда автомобильная промышленность испытывала дефицит электронных чипов. Поставщики из стран Азии снижали квоты и перераспределяли продукцию на другие цели, из-за чего изготовители электронного оборудования не могли обеспечить потребности конвейеров. В итоге выпуск машин сокращался не только в России, но и в Европе, и на рынке возник дефицит автомобилей. Цены пошли в рост, предложение падало на фоне ажиотажного спроса, и дилеры выработали выгодную схему продаж, когда на имеющиеся в наличии автомобили начали устанавливать дополнительное оборудование, без которого забрать автомобиль было невозможно. 

В комплект допов входили коврики по 30 тысяч рублей, рейлинги на крышу за 150 тысяч, фаркопы за 75 тысяч рублей, противотуманные фары, предпусковые обогреватели и прочее оборудование. 

Дилеры предлагали несогласным покупателям повременить с покупкой и записаться в очередь на машину с завода без дополнительного оборудования, но тогда они не давали гарантии, что через несколько месяцев цена не поднимется. 

Для тех покупателей, которым не хватало средств на покупку, банки предлагали кредиты с такими же дополнительными опциями. Обязательными для покупки являлись страховка жизни, продленная гарантия, карта помощи на дорогах и прочие допы.

В итоге некоторым покупателям приходилось платить сверху заявленной производителем цены еще четверть стоимости машины. 

Причем установленное оборудование могло расцениваться инспекторами ГИБДД как внесенные изменения в конструкцию транспортного средства, что оборачивалось отказом в регистрации. Владельцам приходилось демонтировать установленное ненужное оборудование, чтобы вовремя зарегистрировать автомобиль в ГИБДД.

   
   

Каков размер штрафа?

Еще в прошлом году Государственная дума взялась за разработку поправок в законы, которые должны ограничить дилеров в подобной деятельности. В июле 2022 года в Госдуму внесен соответствующий законопроект. В пункт 3.5 статьи 14.8 КоАП РФ предложено внести поправку, которая регламентирует штраф для недобросовестных продавцов.

Текст статьи в проекте поправок звучит теперь следующим образом: «навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двукратной стоимости дополнительно навязанных товаров (работ, услуг);

на юридических лиц — в размере двукратной стоимости дополнительно навязанных товаров (работ, услуг)».

Тем самым при средней стоимости пакета дополнительного оборудования в 500-700 тысяч рублей на популярный Hyundai Solaris за однократную продажу такого автомобиля штраф для дилера может составить от 1 млн до 1,4 млн рублей. Однако правоохранительным органам и покупателям, столкнувшимся с навязыванием услуг, необходимо будет доказать свою правоту. 

У покупателей было право жаловаться на произвол дилеров и раньше. Даже сейчас есть статьи КоАП РФ, которые предполагали вынесение штрафов за подобные продажи, но их размер ничтожно мал. Согласно ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ штраф для должностных лиц составляет 1-2 тысячи рублей, а для организаций — 10-20 тысяч рублей.

Депутатов государственной Думы поддерживает и Роспотребнадзор. Как пишут «Известия», Роспотребнадзор неоднократно выступал за увеличение административных штрафов за нарушение прав потребителей, учитывая, что они зачастую носят массовый характер и не повышались по многим статьям КоАП РФ с 2001 года.