После нескольких лет эксплуатации в моторном отсеке скапливается много пыли, грязи, сухой листвы, тополиного пуха и прочего мусора, который забивается в труднодоступные полости технических узлов и агрегатов. Грязный моторный отсек тем самым может причинить вред автомобилю и стать косвенной причиной дорогостоящего ремонта.
Задиры в камерах сгорания
Пыль, песок и инородный мусор в первую очередь опасны для камер сгорания силового агрегата, так как при попадании внутрь блока цилиндров они повреждают напыление на стенках и вызывают разрушение тонкого жаропрочного слоя. Этот износостойкий слой очень хрупкий и крошится при любых ударных нагрузках. В итоге возникают царапины и выщербины, которые мотористы и называют задирами.
Через задиры в камеры сгорания прорывается масло, при высоких температурах оно вызывает обширный налет на клапанах и поршнях. Ремонт поврежденных стенок цилиндров, как правило, затратен по деньгам, так как автопроизводители перешли на технологии изготовления блоков цилиндров без применения гильзовки. То есть ремонтопригодные гильзы в моторы не ставятся. Их роль выполняет лазерное или плазменное напыление жаропрочных и износостойких материалов на основе никеля и кремния. Этот слой наносится непосредственно на алюминиевый блок.
Поначалу казалось, что за счет современной технологии плазменного напыления ресурс силовых агрегатов должен вырасти. Однако на деле мотористы столкнулись с резким снижением сроков службы моторов. Причиной тому неправильная эксплуатация, отсутствие хорошего прогрева во время морозов и грязь в моторном отсеке, которая рано или поздно оказывается в цилиндрах.
Пути попадания грязи
Есть два основных пути попадания песка и пыли в мотор: свечные отверстия и впускной тракт двигателя начиная с воздушного фильтра.
Часто после истечения срока гарантии автовладельцы начинают обслуживать машину у неофициальных дилеров. Мастера допускают ошибки в технологиях замены деталей, и при банальной установке новых свечей может произойти попадание грязи в отверстия.
Если перед выкручиванием свечи колодец был недостаточно очищен, то часть мусора проваливается внутрь цилиндра. Эта банальная ситуация становится приговором для современного двигателя. Чтобы удалить мусор, придется разбирать половину моторного отсека и снимать головку блока цилиндров. Естественно, этого никто не делает, и хозяину отдают машину с крупицами песка внутри.
Мелкие частицы работают как абразив, они не только оставляют задиры на цилиндрах, но и постепенно разрушают весь двигатель. Абразив разносится маслом и попадает к коренным и шатунным шейкам, а также к шейкам и постелям распредвалов. До попадания в фильтр песок успевает «убить» ключевые детали.
Песок и пыль могут также попадать в мотор через впускной тракт, который подсасывает грязь через усохшие резиновые прокладки, соскочившие вакуумные трубки и прочие детали.
Грязь проникает и через старый загрязненный фильтр. Даже самый лучший фильтрующий элемент через год-полтора работы пропускает вместе с воздухом пыль и грязь.
Еще хуже, когда автовладелец по незнанию при замене фильтра вытряхивает часть грязи в коллектор.
Кроме того, пропускать грязь может неправильно установленный элемент очистки.
Как очистить моторный отсек?
Грязный моторный отсек мыть целиком нежелательно, так как есть риск замочить управляющую электронику. Легко можно залить катушки зажигания и повредить датчики. Поэтому лучше делать влажную уборку без обильного смачивания водой.
Запрещается удалять крышку мотора сверху, которая и защищает системы зажигания от пыли. Некоторые автомобилисты считают, что при удалении крышки охлаждение моторного отсека улучшится, однако это не так.
Необходимо также следить за чистотой всасывающей горловины системы впуска. Перед ней не должны скапливаться грязь, пух и листва. Лучше протирать эту зону влажной тряпкой, чтобы уменьшить количество всасываемой пыли.
Еще важно проверять монтажные элементы патрубков впуска. Если плохо затянуты хомуты или детали прилегают неровно, то внутрь мотора может попадать разрушительный песок, а это чревато неприятными последствиями.