Вслед за заявлениями об отказе концерном Renault от своих промышленных активов с тревогой воспринимается информация о намерении Volkswagen Group отказаться от промышленной площадки в Нижнем Новгороде. До 25 мая должен решиться вопрос о присоединении концерна к санкциям в отношении группы «ГАЗ», что затруднит продолжение выпуска автомобилей. Каким образом это затронет автомобилистов и каких автомобилей мы можем лишиться?
Еще один уходит?
По информации СМИ со ссылками на председателя Межрегионального профсоюза «Рабочая Ассоциация» (МПРА) Дмитрия Трудового, до 25 мая автомобильный концерн Volkswagen Group примет решение о судьбе своего производства в Нижнем Новгороде. Причиной тому санкционное давление правительств стран Евросоюза и США.
Дело в том, что группа «ГАЗ» привлекает внимание властей США еще с апреля 2018 года, то есть с тех пор, как в санкционный список был включен владелец части активов Олег Дерипаска. Эти ограничения не вступили в полную силу, и руководству группы удавалось лавировать между угрозой санкций и их реальным применением. Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) отодвигало сроки принятия окончательного решения. Как сообщает INTERFAX, очередное продление санкционного дедлайна по «ГАЗу» прошло в июле 2020 года и сопровождалось введением новых требований к российскому автопроизводителю. Сейчас с усложнением международной обстановки усилилось и давление на «ГАЗ». Не исключено, что Volkswagen вынудят отказаться от сотрудничества. Подобные примеры уже есть. В 2018 году с «ГАЗом» прекратил сотрудничество немецкий концерн Daimler, собиравший на мощностях нижегородского предприятия фургоны Mercedes-Benz Sprinter Classic. Проектные мощности производства Daimler на ГАЗе составляли 25 тыс. автомобилей в год, а инвестиции в проект достигли 190 млн долларов.
Сколько заводов имеет Volkswagen в России?
Volkswagen Group имеет в России две крупных промышленных площадки. Первая это завод под Калугой, который, помимо моделей Polo и Skoda Rapid, изготавливает 1,6-литровые двигатели для российских производств. Он имеет линию штамповки кузовных деталей и роботизированную линию сварки и покраски кузовов. Рядом на территории промышленного парка открыли производства смежники, поставляющие на конвейеры комплектующие. Только на заводе Volkswagen работает более 3000 человек, а количество выпущенных автомобилей в 2021 году составило более 130 тысяч штук. При этом максимальная производительность предприятия превышает 200 тысяч машин в год. Завод был полностью введен в строй в 2009 году, а общий объем инвестиций составил 500 миллионов евро.
Вторая площадка находится в Нижнем Новгороде на территории завода группы «ГАЗ». Этот цех изначально был построен для производства машин под брендом «Волга», однако после прекращения контракта с «Крайслером» цеха были задействованы для сборки немецких автомобилей. Контракт на сборку автомобилей на этой площадке был подписан с немецким гигантом в 2011 году, и после неоднократных продлений сроков действует до 2025 года. Это производство не такое крупное, как под Калугой. Его рассчетный потенциал составляет 50 тысяч автомобилей в год. Всего в течение срока аренды этих площадей в Нижнем Новгороде собрано более 400 тысяч автомобилей.
На данный момент производство приостановлено из-за задержек с поставками комплектующих. Персонал обеих площадок получает 2/3 от оклада.
Какие машины Volkswagen собирают на «ГАЗе»?
Из импортных комплектующих в Нижнем Новгороде до сих пор собирались несколько моделей. Это Skoda Kodiaq, Skoda Karoq, Skoda Octavia, Volkswagen Tiguan и Volkswagen Taos. Большую ставку концерн делал на запуск в производство кроссовера Volkswagen Taos, который должен был потеснить на российском рынке Hyundai Creta. Не меньшее значение имеет и выпуск одноплатформенного кроссовера Skoda Karoq. По данным «Автостата», по итогам прошлого года оба автомобиля вошли в пятерку самых популярных кроссоверов на российском рынке.
Если концерн Volkswagen откажется от использования промышленной площадки на «ГАЗе», то производство придется переносить в Калугу. Такая возможность имеется, однако Taos и Karoq имеют большую интеграцию в промышленные цепочки и потребуют не только переноса части оборудования, но фактически строительства «зеркального» производства, на что потребуется время. В любом случае такой перенос вызовет дополнительные задержки в производстве, что скажется на доступности популярных моделей и спровоцирует дальнейший рост цен.
Volkswagen Group занимает в России 12% авторынка и приостановка продаж Taos и Karoq вызовет перераспределение доли в пользу корейских брендов Hyundai и KIA.
Источники:
https://www.interfax.ru/business/837892
https://ria.ru/20201223/gaz-1590647552.html