Как передает «Коммерсант», концерн Daimler готовится к продаже своих активов в России. Причем среди возможных покупателей называются явно сторонние компании, не располагающие большими средствами для полноценного выкупа немецкой собственности на территории России. Тем самым формально ее присутствие на рынке будет завершено. Зачем это понадобилось?
Передача дистрибьюторских прав
Источники «Коммерсанта» утверждают, что компания Mercedes-Benz, являющаяся структурным подразделением концерна Daimler, собирается продать российскую компанию «Мерседес-Бенц Рус» собственным партнерам. Эту же информация подтверждают и источники «Ведомостей». Среди возможных покупателей называются дилерские фирмы «Панавто», «Автодом», «Авилон» и «Мейджор», которые ранее занимались продажами автомобилей марки Mercedes-Benz.
Как утверждается, сделка может пройти по схеме передачи дистрибьюторских прав к одному из дилеров. Также «Мерседес-Бенц Рус» может продать через торги склады автомобилей и запчастей.
Официально компания «Мерседес-Бенц Рус» не стала ни опровергать, ни подтверждать эту информацию. Пресс-служба сообщила, что рассматривают разные варианты ведения бизнеса в России, однако «конкретных решений пока нет».
Дилерские сети тоже воздерживаются от разглашения подробностей. Передача дистрибьюторства может быть временным решением ввиду санкционного давления на Россию. Такую схему автопроизводители часто используют при выходе на нестабильные рынки, чтобы снять с себя ряд рисков. Например, Mitsubishi в начале 2000-х годов поставляла машины в Россию через представительство компании «Рольф». Тем самым вся политическая ответственность с производителя будет снята.
Стабильные продажи
В минувшие годы реализация премиальных легковых автомобилей в различных сегментах шла стабильно хорошо. Сказывался неизменный спрос среди почитателей марки, а также участие в долговременных государственных закупках. Mercedes-Benz знаменит своими выгодными предложениями в рамках корпоративных сделок. Продажи стабилизировались примерно на 42-44 тысячах штук в год. На них не повлияла ни пандемия короновируса, ни ряд специфических проблем, вызванных дефицитом товарных автомобилей из-за трудностей с поставками электроники, работающей на тайваньских чипах. Примерно такая же ситуация складывалась с продажами автомобилей и других премиальных брендов. По итогам 2021 года компания «Мерседес-Бенц Рус» продала в России 43 тыс. машин.
Поэтому немецкая компания не стремилась покинуть российский рынок. Однако санкционное давление оказалось слишком сильным. К примеру, в апреле в Бельгии было арестовано боле 8 тысяч автомобилей премиальных марок, направляющихся в Россию. Введен прямой запрет на импорт предметов роскоши, под которые попадают модели автомобилей Mercedes-Benz. Поэтому продолжать работу можно только через партнеров.
Хотя собственных средств у дилеров не может быть достаточно для успешного заключения сделки. Поэтому за сделкой могут стоять договоренности как с дилерами, так и с государством.
Примерно таким же образом реализован уход бренда Renault из России. Один завод в Москве был передан Московскому правительству, а все обязательства по обслуживанию автомобилей передавались бренду Lada.
Правда, сейчас ничего не сообщается о судьбе завода Mercedes-Benz в России, который не работает с марта.
Заводы Mercedes-Benz в России
Компания «Мерседес-Бенц Рус» дважды пыталась наладить производство в России. Первый опыт связан с «Группой ГАЗ» и с коммерческим транспортом. В декабре 2010 года было заключено соглашение о локализации производства ряда коммерческих моделей на мощностях завода в Нижнем Новгороде. Daimler инвестировал в проект более 100 миллионов евро, а «Группа ГАЗ» — свыше 90 миллионов евро. Шли переговоры о локализации двигателей на одном из российских предприятий. В июле 2013 года в Нижнем Новгороде началась сборка Mercedes-Benz Sprinter второго поколения. Но из-за усложнившейся международной ситуации в 2014 году началось санкционное давление на «Группу ГАЗ». Фактически производство Mercedes-Benz Sprinter Classic на заводе в Нижнем Новгороде прекратилось во второй половине 2018 года. Однако об окончательной остановке конвейера было объявлено только в 2020 году.
Большие надежды возлагались на собственный завод Mercedes-Benz в подмосковном Есипово. Он был открыт в апреле 2019 года. До последнего времени здесь собирали седаны E-Class, а также кроссоверы GLC, GLE и GLS. Штат предприятия составляет около тысячи человек, а его строительство обошлось почти в 300 миллионов евро. Между тем, из-за санкционного давления и разрыва логистических цепочек производство автомобилей пришлось остановить и здесь. Предприятие не работает с марта 2022 года.
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/5457975
https://www.zr.ru/content/news/935505-mercedes-benz-prodaet-svoe-imu/
https://motor.ru/news/mb-assest-14-03-2022.htm