Создание интерьера автомобиля — это один из самых сложных и увлекательных процессов как для дизайнеров, так и для инженеров. С одной стороны, у них есть вполне логичные ограничения с точки зрения эргономики и компоновки, с другой — бесконечное поле для фантазии. Концепты и серийные автомобили, которые будут выпускаться через пару лет, лучше всего показывают направление, в котором развивается мысль создателей салонов машин. Проходящий сейчас в Детройте автосалон внимательному зрителю может раскрыть массу деталей интерьеров будущих авто.
Минимализм
Строгий и холодный интерьер концепта Audi allroad shooting brake создаёт ощущение лёгкости и простора. У автомобиля как таковая отсутствует центральная консоль с блоком управления различными функциями. Часть из них перенесена на центры диффузоров, напоминающих турбины самолётов, часть находится на сиденье водителя и передвигается вместе с ним. При этом создатели учли комфорт сидящих в креслах и удобство трансформации салона. Как это ни странно, вся необходимая информация выводится только на панель приборов, и её может видеть только водитель. Можно предположить, что изображения при навигации или управление мультимедийной системой будут проецироваться на лобовое стекло.
Двуспицевый руль и один экран на панели приборов
Концепт спортивной Toyota FT-1 внутри выглядит ещё интереснее, чем снаружи. И это заслуга оформления места пилота. Первое, что притягивает взгляд — рулевое колесо. Оно имеет только две спицы, на него вынесена кнопка запуска двигателя и ещё несколько клавиш, расположенных на осях и наверху обода. Перед глазами водителя два непривычно узких монитора. Первый расположен на обычном месте, второй выше. Он отображает спидометр и ряд важных показателей на полупрозрачном выдвигающемся стекле. Управление настройками бортового компьютера, климатом и светом происходит с помощью двух шайб, словно пронизывающих V-образный вырез панели приборов. Часть кнопок расположена на козырьке панели приборов, впрочем, такое решение уже применяется у Nissan Murano для круиз-контроля.
Контраст, отстрочка и рельеф
Чем дальше развиваются технологии, тем проще создавать привлекательные и не очень дорогие интерьеры. Качественный пластик заменяет кожу, её же в обшивке сидений можно заменить на высокотехнологичную ткань, которая, помимо приятного внешнего вида, долговечнее и меньше пачкается. Для того чтобы салон выглядел интересней и дороже, дизайнеры прибегают к использованию контрастных цветов, меняющих восприятие. Более мелкие детали дополняются отстрочкой, свойственной спортивным моделям, и тиснение на обивке, как в дизайнерских интерьерах или аксессуарах. Все эти хитрости демонстрирует Nissan Sport Sedan.
Удобство пассажиров
Никто не забывает о пассажирах второго ряда, особенно, если они сидят в Bentley Mulsanne. Участники поездки могут получить роскошный офис или посмотреть фильм. Чтобы люди не меняли удобного положения и сохраняли опору, в спинке передних кресел предусмотрены специальные выдвижные столики, которые преобразуются в ноутбуки с экранами из планшетов. И конечно, автомобиль является точкой раздачи Wi-Fi, хранителем информации на жёстком диске в 20 Гб и может обеспечить всех качественным звуком как из аудиосистемы, так и персонально с помощью наушников.
Польза и комфорт
Volvo Concept XC Coupé, который, кстати, был выбран лучшим концептом Детройтского автосалона, демонстрирует заботу и о полезном пространстве в автомобиле. Его создатели придумали специальную философию Cars Designed Around You (автодизайн вокруг тебя). Она больше всего нужна любителям активного отдыха, чьё спортивное оборудование занимает много места и не всегда блещет чистотой. Поэтому в концепте продумана не только архитектура, но и материалы отделки.
Не боясь засветиться
Одно из важных направлений в работе над деталями салона — борьба с бликующими поверхностями. Отсутствие ярких отражений и хорошая видимость не только привносят комфорт, но и повышают безопасность. Так, при создании Ford Mustang инженеры имитировали дневной свет, чтобы подобрать оптимальные материалы для приборных панелей.
Высокие спортивные кресла
Агрессивная внешность чаще всего соответствует возможностям спортивной езды. А чтобы она была безопасной и приятной водителю, его посадка должна быть идеальной. Над формой кресел работают и инженеры, и дизайнеры, и даже врачи. И одно из главных требований безопасности последнего времени — активные подголовники, которые во время экстремального торможения спасут водителя от хлыстовой травмы шейных позвонков. Но для того, чтобы такие подголовники были, а кресло при этом выглядело привлекательно, их спинки стали делать высокими, создавая спортивный силуэт. При этом использование новых материалов делает их достаточно тонкими и лёгкими. Такие кресла установлены в Lexus RC F.
Детали кузова внутри
Дизайнеры Volkswagen наверняка беспокоятся о том, чтобы яркие цвета их автомобилей радовали не только окружающих, но и водителя с пассажирами. Именно поэтому в интерьере Beetle Dune concept присутствуют детали, покрашенные в цвет кузова. Оригинальное решение привлекательно выглядит и очень экономно по исполнению.
Борьба за снижение веса
Для обычного автомобиля каждый лишний килограмм — это дополнительный груз, который надо перемещать. На это тратится мощность и топливо. Поэтому снижение веса и сохранение прочности — задача, стоящая перед любыми инженерами. Материал, выдерживающий большие нагрузки при малом весе, найден уже достаточно давно. Это карбон. Он используется почти везде, кроме силовых агрегатов. А применение углеродного волокна в интерьере делает его более привлекательным и стильным. Такой вывод приходит при виде салона нового Subaru WRX STI.
Увеличение диагоналей
Для того чтобы у водителя и пассажиров было больше возможности управлять системами автомобиля, получать необходимую информацию и развлекаться, компании увеличивают размер мониторов. Обычно это происходит за счёт расширения, но вот Infiniti пошло по другому пути и сделало сенсорный экран вертикальным, высотой почти во всю центральную консоль. Такое решение впервые показано на концепте Q50 Eau Rouge.
Руль, обрезанный снизу
Одно из самых популярных решений, которые применяются для оформления рулевого колеса, — скошенный внизу сектор. Особенно это полезно для спортивных автомобилей с низкой посадкой. Если рулевое колесо сплюснуто снизу, то водителю легче садиться. В качестве примера можно привести Chevrolet Corvette Z06.
Тачскрин под рукой
Задачу безопасного управления различными приложениями решил Mercedes-Benz. На представленных на автосалоне моделях С-class и S 600 показана новая сенсорная панель управления. Она располагается под правой рукой и нависает над шайбой переключения режимов трансмиссии. Как и в случае смартфона, с её помощью можно посредством касания пальцами управлять всеми функциями головного устройства автомобиля. Кроме того, панель предусматривает рукописный ввод букв, цифр и спецсимволов, причём для каждого из доступных языков головного устройства автомобиля.
Петли вместо ручек, резина вместо кожи
Создатель концепта Kia GT4 Stinger подошёл к возможностям интерьера достаточно оригинальным способом. Том Кернс (Tom Kearns) — глава дизайн-центра Kia в Америке — решил показать, где и как можно использовать различные материалы. Так, отделкой сидений служит полированный алюминий и резина. На дверях нет ручек, вместо них петли из синтетической ткани, как на фиксирующих стропах. Многие его предложения являются спорными, а возможно, некоторые, в отличие от концепта, и пойдут в серию.
Сохранение традиций
Интерьер Cadillac Escalade можно назвать образцом классицизма. В нём использованы натуральная кожа, которая подбирается и шьётся вручную, и шпон дерева ценных пород. Экран с навигационной системой выглядит пришельцем из космоса. Зато гигантский рычаг переключения передач на руле очень аутентичен.