Для журналистов продукция «АвтоВАЗа» обладает определённой долей эксклюзивности. Её не так-то просто заполучить на тест. И в прокате отечественного автопрома почти не встретишь: даже в самарском аэропорту Курумоч делают большие глаза, если попросить в аренду «Калину» или «Гранту». Словом, до недавнего времени изделия тольяттинского автогиганта приходилось изучать в салоне у дилера, вокруг него же и кататься. Поэтому, получив приглашение на презентацию Lada Priora с роботизированной коробкой передач, я согласился не раздумывая. С одной стороны, когда ещё представится возможность поездить на Lada? С другой, звучали слухи о возможном запрете импорта автомобилей из «недружественных» стран. А тут «робот», ESP, ABS, подушки безопасности, кондиционер — чем не вариант?
Перестройка в Тольятти: ускорение и гласность
Налаживание работы с прессой — один из признаков глобальных перемен, происходящих на «АвтоВАЗе». Новый президент завода Бу Андерссон провёл пресс-конференцию в западном стиле: открытое признание проблем, но при этом сдержанный оптимизм и точные цифры роста по всем направлениям. И ещё подчёркнуто дружелюбное отношение к критикам. Да, в цепочке «завод – дилер» орудуют воры, и машины приходят на реализацию разукомплектованными. Президенту пришлось выступить в роли детектива. Кстати, успешно: таких случаев стало меньше. Одновременно с этим ВАЗ направляет своих сотрудников к дилерам — усилить предпродажную проверку, проводить её дважды. Да, многие важные шишки на заводе совсем было забыли туда дорогу. Теперь им приходится являться на планёрку к семи утра. Конечно, те, кто торгует «Ладами», сами ездят на «Мерседесах». Но руководство завода уже показало им пример, пересев на собственную продукцию. Которой, без сомнений, вскоре можно будет гордиться. И так далее.
Главное, что новый президент немного приподнял завесу тайны над происходящим на заводе. Если раньше «АвтоВАЗ» был такой отстранённой планетой Железяка, где, как известно, воды нет, полезных ископаемых тоже нет, а населена она пугающими роботами, то теперь хотя бы понятно направление их творческого поиска. Зачем, спрашивается, устанавливать новую трансмиссию АМТ в «Приору», которая является «хромой уткой» заводской линейки и уже в будущем году будет заменена «Вестой»? Оказывается, это необходимо для развития инжиниринга, без которого ВАЗ рискует превратиться в площадку для отвёрточной сборки чужих брендов, «раба» — по выражению Андерссона.
Пройдя обкатку на доживающей свой век «Приоре», новая коробка будет устанавливаться на все современные модели «Лад». Конечно, «робота» сложно назвать плоть от плоти детищем ВАЗовского инжиниринга. По сути, тольяттинцы устанавливают свою обычную механическую КПП, а всю необходимую электронику покупают у немецкой компании ZF. Это актуаторы переключения передач и включения сцепления, блок управления ими и селектор выбора режимов работы. Однако установка и подгонка этой «надстройки» — действительно трудоёмкая задача. И она была выполнена: Андерссон не побоялся предложить журналистам сломать коробку в ходе предстоящего теста, отметив, что сам пытался это сделать, и у него не вышло.
Зачем ещё нужна роботизированная КПП, помимо «озадачивания» инженеров? Особенно, если учесть, что заводом уже освоена установка зарекомендовавшего себя «автомата» от компании Jatco? Всё просто: АМТ дешевле — плюс всего 20 тысяч рублей к цене автомобиля. И, конечно, экономичнее — 5,6 литра на 100 километров в смешанном цикле. Для сравнения, «Калина» с автоматом сожжёт 8 литров — и это по паспорту, а на деле больше. Выжимая из «Приоры» все соки, я получил расход около 8 литров. Хороший результат, значит, озвученные пять с половиной литров вполне реальны при «вдумчивой» езде. Наконец, «робот» призван расширить ассортимент продукции — ведь чем больше ассортимент, тем выше конкурентоспособность. Кстати, уже этой осенью покупатель сможет заказывать автомобили с нужным ему набором опций, а не просто выбирать из нескольких базовых комплектаций.
«Вы спрашиваете, зачем нам нужен «робот». Я хочу, чтобы вы сами ответили на этот вопрос. Нужен он, окажется он востребованным? Как вы считаете? Мне интересно ваше мнение», — парировал все вопросы Бу Андерссон. Что же, попробуем разобраться.
Слава «роботам»?
Уж не знаю, чего я ожидал после такой презентации — какого-то прорыва — но, как выяснилось, скоро только сказка сказывается, а дела выправляются очень неспешно. Безусловно, новенькая «Приора» не лишена шарма, присущего всему нашему автопрому. Каким-то вызовом от неё веет, словно белоснежная красавица хочет сказать: «Меня трудно выбрать, легко продать и невозможно забыть». Ручка водительской двери поддаётся с трудом. Ого, а задняя открывается куда легче. Словом, все двери открываются с разным усилием, а закрываются одинаково плохо — приходится хлопать. При этом раздаётся такой родной пустотелый звук. Да-да, я знаю, что это старая модель.
Салон неплох: выглядит вполне современно и крепко сбит, ничего не скрипит и не шатается. Мультимедийная система проигрывает музыку с моего смартфона по Bluetooth. Электропривод зеркал, кондиционер. Однако за рулём по-прежнему сложно устроиться с комфортом: кресло недостаточно отъезжает назад, а рулевая колонка не имеет вылета. Кажется, у меня слишком длинные ноги и короткие руки. Да-да, я знаю, что это пустые придирки, пододвинемся ближе к торпеде. Тем более что только так сзади сможет устроиться пассажир, в противном случае ему придётся сидеть несколько набок. Выжимаю тормоз, поворачиваю ключ, селектор в «А», отпускаю тормоз — автомобиль не движется. Ну да, это же «робот»! Нажимаю на газ и неуверенно трогаюсь с места.
Почему неуверенно? Необходимо привыкнуть: руль совершенно пустой, машину следует ощутить каким-то шестым чувством. В плотном потоке быстро осваиваюсь со всеми побочными «раздражителями»: привыкаю к вяловатому тормозному усилию, нечёткому включению поворотников и так далее. И вскоре новая коробка начинает бесить меня не на фоне всего остального, а прицельно. Нет, я слова плохого не скажу про работу ВАЗовских инженеров. «Робот» настроен прекрасно: он раздражает совершенно так же, как на «Пежо» 301 или «Ситроене» С3, или даже на «Смарте». Ну, может быть, всё-таки больше, чем на «Смарте» — малышу многое прощаешь за весёлый и экстравагантный нрав. Словом, никаких особенностей, отличная работа.
Я не шучу, мне бы хотелось отделить мух от котлет: видно, что над коробкой поработали на совесть. Чего стоит возможность завести «автомат» с толкача? Здесь она реализована, алгоритм будет прописан в руководстве по эксплуатации. Реализована также буксировка на тросе, противопоказанная автоматическим коробкам. При кикдауне временно отключается кондиционер, экономя двигателю мощность — хорошее решение для 106-сильного агрегата. Продумана многоступенчатая «защита от дурака»: не выжав тормоз, не включишь передачу. Также невозможно включить передачу, предварительно «раскрутив» движок вхолостую. А если вручную выбрать первую передачу, «робот» не станет переключаться даже при достижении 6 тыс. оборотов. Так сделано для того, чтобы без рывков подниматься по крутому или обледенелому склону. Наверняка автомобиль таит ещё много интересных решений, которые просто не удалось раскрыть в ходе небольшой 300-километровой поездки.
Чем же тогда плох «робот»? Неизбежным «разрывом мощности» — эффектом, который возникает, когда трансмиссия полностью отключается от двигателя. В случае обычной механической КПП водитель сам обеспечивает этот разрыв, нажимая на сцепление — но он психологически готов к потере тяги; потом, он может воткнуть передачу резко и бросить сцепление, наплевав на ресурс. В случае роботизированной механики, представьте, что рядом сидит неумолимо педантичный человек, чья задача — максимально продлить срок службы коробки (АМТ «Приоры» не обслуживается и должна отходить столько же, сколько и машина в целом) и сэкономить вам литр бензина на 100 километров. Вам хочется как следует раскочегарить двигатель на низшей передаче, а этот занудный малый невозмутимо выжимает сцепление, включает высшую и плавно отпускает педаль. В результате разгон автомобиля — череда длинных провалов. Повторюсь, это характерно для всех бюджетных АМТ.
Кроме того, роботизированная трансмиссия хоть и похожа на «автомат», лишена главного его достоинства в городе: машина не «крадётся» при отпущенной педали тормоза. Её обязательно нужно пришпорить газом, чтобы стронуть с места. Это неудобно ни в пробке, ни при парковке, где считаешь сантиметры. На мой взгляд, это даже неудобнее обычной «механики»: работая сцеплением, опытный водитель может чутко регулировать мощность, двигаясь буквально «внатяг». В случае с «роботом» дозировать газ сложнее: требуется «полновесно» нажать на педаль, тронуться и так же полновесно затормозить.
В общем, пускай 20 тысяч рублей и небольшие деньги, но я не готов переплачивать за то, чтобы мучительно ожидать, пока электроника соизволит переключить передачу. Любому недорогому «роботу» я предпочту ещё более дешёвую «механику» или уж подкоплю денег на полноценный «автомат». Долой все эти полумеры — так думал я, пока ездил по Минску.
Королева просёлка
Давно не садился за руль отечественного автомобиля, поэтому, конечно, не удержусь от того, чтобы поделиться впечатлениями. На трассе «Приора» ведёт себя безобразно. Невозможно просто выставить руль и пить кофе, обозревая окрестности. Всё время приходится подруливать. А как только стрелка спидометра переваливает за 100 км/ч, автомобиль вдобавок начинает раскачивать на асфальтовых волнах. О, как валко, какая тянучка; руль, конечно, поворачивает колёса, но легко можно вообразить, что он с ними вообще не связан — никакого фидбэка. Понять, куда именно в данный момент движется автомобиль, можно лишь по приближению разделительной полосы или обочины.
Словом, долой не только этого «робота» (который, впрочем, особо не вредительствует на шоссе), но и «Приору» в целом. Будем надеяться, что Андерссон не окажется сказочником и доведёт до ума хотя бы «Весту». Я был готов написать именно так, но резко поменял точку зрения, съехав на второстепенную дорогу. Хороший асфальт кончился, началась заплатанная «трясучка» — но машина продолжила ехать так же плавно, как по шоссе. Ого, какая энергоёмкая подвеска! Наконец, асфальт сменился грунтовкой: машина шла 60 км/ч, я рискнул прибавить до 80-ти. Это уже весело: «Приора» летела по ухабам, взрывая лужи, но лёгкие покачивания, ей-богу, могли лишь убаюкать водителя. Практически в любой иномарке, пускай даже кроссовере, из меня бы уже душу вытрясло, а в конце пути ждал разорительный ремонт. Для «Приоры», похоже, это штатный режим эксплуатации. Она просто создана для «убитого» асфальта и каменистой грунтовки, пролегающей между деревнями.
Обратно на «большую дорогу» я выбрался, изрядно подрастеряв свой скептицизм. И, пожалуй, отвечу утвердительно на вопрос Бу Андерссона: у роботизированной «Приоры» есть своя ниша. Конечно, это совершенно бесполезное приобретение в мегаполисе. Там в полной мере ощутишь только недостатки — как «робота», так и машины в целом. А вот для жизни где-нибудь в глубинке вполне неплохой выбор. Где до ближайшего техцентра сотня километров, а из эвакуаторов — только соседский «УАЗ», там преимущества «неубиваемой», буксируемой и так далее автоматической коробки выходят на первый план. А гоночные амбиции как-то побоку. Конечно, можно купить и классическую «механику», но «робот» всё-таки дружелюбнее к пользователю. Значит, машину сможет освоить некая социальная группа, находящаяся обычно не в ладах с тремя педалями (не буду говорить, какая, чтобы избежать обвинений в половой дискриминации). Получается, «Приора» с АМТ вполне годится на роль автомашины для всей семьи.
Смотрите также:
- Когда российское лучше британского. Тест-драйв Nissan Qashqai →
- Мужской взгляд: сказ о том, как японцы Россию покорять будут →
- Антикризисный флагман: тест-драйв Chery Arrizo 7 →