Такси будущего. Как беспилотники изменят пассажирские перевозки?

Chesky / Shutterstock.com

Оценка коммерческих перспектив беспилотных автомобилей пугает автопроизводителей. Прямые продажи новых автомобилей с системами автоматизированного управления уже не могут оправдать вкладываемых в них средств. Теперь коммерческая выгода легковых беспилотников видится в их работе в такси.

   
   

Защита от бандитов

Один из интереснейших проектов городского такси будущего разрабатывает фирма Zoox. Целью компании является не только беспилотная система управления, которая будет применяться в общественном транспорте. Zoox планирует заново создать идеальный беспилотный автомобиль, в котором будет удобно путешествовать шестерым пассажирам. Кроме того, он станет неинтересен угонщикам.

Существует вероятность того, что машины с автоматизированным управлением могут стать целью банд преступников, которые бы садились в них под видом пассажиров, выламывали роботизированные установки и пускали эти машины на запчасти. Кроме того, обычный легковой автомобиль не всегда удобен как такси. Он должен быть хорошо узнаваемым и привлекать внимание водителей необычными формами.

Поэтому Zoox видит новое такси как фургон с высокой крышей, широкой дверью для посадки людей и симметричными передней и задней частями, благодаря чему такси сможет ездить в обоих направлениях, как, например, электричка.

У автомобиля не предусмотрены педали и руль. Человек в салоне не сможет перехватить управление. Пассажирские кресла будут стоять напротив друг друга, а вещи и чемоданы можно брать в салон. Силовая установка у нового такси предусмотрена исключительно электрическая.

Симметричный кузов потребовался для упрощения маневрирования в городах. Искусственному интеллекту проще поменять направление движения, включить белые фары вместо красных габариток и проехать по дворовым проездам, чем решать непосильную задачу интуитивного разъезда с другими автомобилистами, которые в тесных дворах разворачиваются и маневрируют как придется, то есть руководствуясь не поддающимся машинной логике интуитивными решениями.

Перекупщики специалистов

О серьезности намерений Zoox создать новое такси говорит список ее инвесторов и учредителей. Фирма была создана в 2014 году сыном председателя совета директоров Apple Артура ЛевинсонаДжесси Левинсоном и австралийским дизайнером Тимом Кинтли-Клэем. Левинсон занимался разработкой беспилотной технологии в Стэнфорде. Инвесторы вложили в Zoox около 300 млн долларов. По данным Bloomberg, привлеченный Zoox капитал составил 800 млн долларов, а биржевая стоимость компании на начало 2020 года — 3,2 млрд долларов.

   
   

Благодаря инвестициям удалось привлечь не менее 400 квалифицированных инженеров и разработчиков, включая и специалистов из Google, Tesla, Apple и Nvidia. По данным Forbes, некоторые увели с собой технологии и документацию с прежних мест, из-за чего даже в марте 2019 года начался суд с Tesla. Однако фирмам удалось договориться и конфликт был улажен.

Роботы против людей

Tesla также ведет работу над полностью автоматизированным такси. Проект был анонсирован в 2019 году, а его реализация была намечена на 2020 год. В основе искусственного интеллекта лежали не только программы на основе самообучающихся нейросетей, но и собственные электронные чипы, которые должна разрабатывать Samsung на заводе в Техасе.

Илон Маск намерен выпустить более миллиона электротакси, которые будут работать во многих городах США. Внедрение роботакси, по подсчетам Tesla, выгодно не только перевозчикам, которые могут сэкономить на зарплатах водителей, но и клиентам. По оценке Tesla, сейчас километр передвижения на обычном такси обходится в Америке в 2-3 доллара, на собственной машине — в 0,62 доллара, а себестоимость роботакси составит 0,18 доллара за километр.

Разработкой роботизированных такси занимается и компания «Яндекс» в сотрудничестве с МАДИ, КБ «Аврора», «КамАЗ», центром «Иннополис» и Таганрогским университетом. Подразделение фирмы использует для тестирования беспилотных машин городское поселение Иннополис, которое находится в 35 км от Казани.