Даже приобретая автомобиль в салоне, вы можете нарваться на проблемы. С одной стороны, параллельный импорт — это хорошее решение для россиян, не желающих отказываться от европейских марок машин, с другой стороны — это большие риски. О том, как можно купить не только автомобиль, но и много проблем вместе с ним и как этого избежать — в материале aif.ru.
Сложная схема
Несмотря на то, что количество автомобилей, ввезенных таким образом, сокращается, параллельный импорт — единственный выход для россиян. По данным агентства «Автостат», в ноябре 2023 года из всех реализованных автомобилей лишь 8% пришлось на те, что были ввезены альтернативным путем. Для сравнения: в октябре они занимали 11%. Даже год назад, в ноябре 2022-го, доля была выше (9%).
Но в этой схеме есть свои риски, предупреждает автоэксперт Логинов. «Машины обычно везутся на физлиц через Киргизию, например. Далее этот киргиз продает автомобиль другому киргизу-„перекупу“ в Киргизии. Этот человек также перепродает авто третьему физлицу в России, который доставит автомобиль до салона. Риски заключаются в том, что машину российскому клиенту продает не тот киргиз, который самостоятельно пригнал машину, оформил на себя, растаможил ее, а продавать будет автосалон. И между ними огромная цепочка, доходящая до нескольких посредников. В итоге на документах в России будет стоять подпись последнего посредника, а не человека, который приобрел машину. А фокус заключается в том, что если возникнут проблемы, то лицо, ввозившее машину, может появиться в суде с исковым заявлением и заставить вернуть ему автомобиль, потому что юридически он вам его не продавал, и его подпись нигде не фигурирует. И очень большая вероятность того, что он выиграет суд», — рассказывает автоэксперт.
Такая же схема работает с автомобилями, ввезенными по параллельному импорту через другие страны СНГ. Но, справедливости ради, стоит отметить, что такие игры с параллельным импортом не носят массовый характер, это единичные случаи мошенничества, добавляет Сергей Логинов.
Если бы
Вернемся к «нашему киргизу». Если бы продажа автомобиля происходила через юрлица, то есть закупило киргизское юрлицо, приняло автомобиль и поставило на баланс российское юрлицло, продав потом конечному покупателю — российскому физлицу, то в этом случае схема была бы понятная и прозрачная. Но эта схема невыгодна из-за высоких таможенных пошлин, объясняет Логинов.
Однако есть способы избежать проблем, связанных с приобретением автомобиля таким способом. Необходимо тщательно проверять всю цепочку. Важно наличие всех договоров купли-продажи этого авто на каждом этапе. «Обычно перекупщики не предоставляют эти договоры, а часто и забывают оформить электронное ПТС. Они успешно пользуются лазейкой в российском законодательстве: нет обязанности предоставлять в ГИБДД электронное ПТС, в котором отражены все владельцы автомобиля и все сведения о нем. Для ГИБДД достаточно только договора купли-продажи, и подписи на их достоверность никто не проверяет», — рассказывает автоэксперт.
С некоторыми странами СНГ (Киргизия, Белоруссия) Россия имеет общую базу по розыску автомобилей, это позволяет проверить его «чистоту», а с Арменией, например, такой базы нет, рассказывает Логинов. «Все проблемы всплывут не сразу, а когда человек купит, поставит на учет, спокойно будет ездить, а потом выяснится, что машина, завезенная через Армению, находится в угоне», — говорит эксперт.
Чтобы обезопасить себя от таких случаев, покупатель имеет полное право требовать в автосалоне полный пакет документов на приобретаемый автомобиль, советует Логинов. «Это первичная таможенная декларация той стороны, первичный договор купли-продажи. Только так можно доказать, что владелец авто — добросовестный покупатель. Если не будет таких документов на руках, то покупка автомобиля может стать игрой в лотерею», — резюмирует эксперт.
Другие риски
Что касается перспектив параллельного импорта, то он скорее будет штучным, нежели массовым явлением, добавляет Кульбака. «И напоминать это будет существовавшие до 2022 схемы перепродажи иномарок, которые официально в Россию не поступали», — заключает эксперт.