Скромно, но сердито. На каких машинах ездили первые космонавты?

Космонавт Герман Титов приветствует жителей Габрова. 1962 г. © / РИА Новости

Автомобили приобретались космонавтами в личное пользование на денежные премии за полёты в размере 15 тысяч рублей. Правда, в длинной очереди стоять не приходилось, и в знак уважения машины поступали по особым разнорядкам. В основном это были новенькие «двадцать первые» «Волги». Такую купил Юрий Гагарин, а также Герман Титов, Алексей Леонов и другие. К слову, Юрий Гагарин получил престижный номер «12-04 юаг» с собственными инициалами. 

   
   

Машины у всех космонавтов были одинаковые и комплектовались 2,5-литровыми двигателями мощностью 75 л. с., трёхступенчатой «механикой», позволявшей разгоняться до 130 км/ч. Во всех «Волгах» ставились печки и радиостанции. 

В шестидесятые годы «Волга» считалась самым престижным автомобилем, который мог приобретаться частными лицами. До шестидесятых годов в СССР в свободной продаже находились ещё правительственные ГАЗ-12 (в девичестве ЗИМ), но после 1960 эти машины перестали выпускаться, а «Чайки», пришедшие им на смену, расходились исключительно по государственным органам. Одна из «Чаек» служила и в Центре подготовки космонавтов для официальных выездов в Москву. 

Юрий Гагарин у своего автомобиля. Фото: РИА Новости/ Александр Моклецов

Ещё одним примечательным автомобилем для космонавтов был бело-голубой автобус ЛАЗ-695 «Львов», на котором они выезжали на стартовый полигон. Под капотом у него размещался обычный бензиновый 109-сильный двигатель, а вот внутри устанавливались специальные места для пассажиров в скафандрах. Автобусы ЛАЗ-695 в различных комплектациях служат на Байконуре до сих пор, и поездка в них стала частью предстартовой традиции.

Экипаж космического корабля «Союз-15» в составе Льва Дёмина (слева) и Геннадия Сарафанова на стартовой площадке. Фото: РИА Новости/ Александр Моклецов

Юрий Гагарин получил права сразу после полёта в космос, но на личной «Волге» ездил нечасто. Для служебных нужд ему как заместителю руководителя Центра подготовки был выделен армейский внедорожник ГАЗ-69, такой же, как у командиров многих воинских частей. Его бензиновый карбюраторный мотор объёмом 2,1 л развивал 55 л. с. и комплектовался трёхступенчатой коробкой передач. Передняя ось подключалась специальной рукояткой и задействовалась только на грунтовых дорогах. Максимальная скорость на асфальте у «газона» составляла 90 км/ч. 

Самый знаменитый кортеж космонавтов, проехавший 14 апреля по Ленинскому проспекту из аэропорта Внуково, состоял из более чем 30 машин, в том числе правительственных ЗИЛов. Юрий Гагарин сидел в первом из автомобилей, а именно в кабриолете ЗИЛ-111В благородного серо-голубого цвета. Производились эти красавцы единичными сериями и оснащались шестилитровыми V-образными бензиновыми моторами мощностью 200 л. с. Комплектовался кабриолет двухступенчатым «автоматом» производства завода ЗИЛ. К слову, разгоняться автомобиль мог до 170 км/ч.

Читайте также: Грузовики с лимузинами. Как развивался ЗИЛ

   
   
Торжественный кортеж на Ленинском проспекте в день встречи Юрия Гагарина в Москве. Фото: РИА Новости/ Юрий Иванов

На французском авиасалоне в Ле-Бурже Юрий Гагарин заинтересовался спортивным купе Matra-Bonnet Jet VS, которое в то время производилось авиастроительной корпорацией Mechanique Aviation Traction. Руководство корпорации заметило внимание космонавта и прислало в Москву в точности такую же машину. Причём принять подарок рекомендовал сам секретарь ЦК Михаил Суслов. Машина была построена на пространственной раме и обладала кузовом из углеволокна, благодаря чему весила всего 680 кг. Под капотом у неё стоит 95-сильный 1,22-литровый четырёхцилиндровый мотор вместе с четырёхступенчатой коробкой. Не слишком много для спорткара, но из-за низкого веса машина разгонялась до «сотни» за 14,6 секунды и имела максимальную скорость в 170 км/ч.

Matra-Bonnet Jet VS. Фото: www.globallookpress.com