Сила трения. Китайские покрышки оттесняют шины из России и Европы

Цена зимних шин в этом сезоне выросла в среднем на 5%, а на отдельные модели — до 60%, подсчитали аналитики «Дрома». При этом доля отечественных и европейских покрышек в каталогах магазинов сокращается, уступая место китайской резине. Сейчас изделия из Поднебесной занимают до 15% колесного рынка, считает автомобильный эксперт Игорь Маржаретто, но в скором времени она может вырасти до 30%.

   
   

В сентябре цены на зимние покрышки пятнадцатого радиуса начинались от 4,1 тыс. рублей, за эти деньги продавали отечественные изделия, европейские в среднем стоили 7-8 тысяч рублей за штуку. 

 

Прикатили с Востока

«Я бы не делил шины по стране происхождения, везде есть и удачные модели, и неудачные, из китайских производителей у меня есть опыт езды на Triangle, они вполне добротные, остальные марки из этой страны пока только приходят на наш рынок, по ним еще недостаточно отзывов, — говорит Маржаретто. — Есть еще такой фактор: китайские шины получили большое распространение в Сибири и на Дальнем Востоке, до Центральной России массово они пока не дошли».

Запас зимних шин на складах эксперт считает более чем достаточным: на два года хватит. С одной стороны, в прошлом году все заводы активно работали и до ухода западных владельцев успели наштамповать достаточно покрышек. С другой — большая часть шинного производства, локализованного в России, продолжает работать, хотя выработка у многих упала вдвое.

«Порядка 60% шин, которые производили в России, были предназначены для рынков Европы и шли на экспорт, — продолжает Маржаретто. — После ухода западных компаний эти заказы отвалились, объем производства, соответственно, сократился. Бывшие владельцы забрали с собой только наиболее передовые технологии, все, что необходимо для выпуска массовых моделей покрышек, у нас осталось».

В результате проблем с наиболее распространенными типоразмерами нет, а вот найти низкопрофильную резину с большим посадочным диаметром — такие чаще нужны европейским машинам премиум-класса — может быть трудно. Да и цены кусаются — от 40 тыс. рублей за штуку. Вторая проблемная категория — китайские машины с нестандартными для России параметрами колес. В этом сегменте предложение пока тоже провисает. 

Почти без импорта

Более 90% сырья для производства шин в России есть, говорит Маржаретто. Но у нас не растет каучук, нет некоторых присадок. Их мы вынуждены закупать. Тот же каучук добирается к нам из Бразилии — логистика стала более сложной и долгой, а значит, и дорогой, но поставки не прервались.

   
   

«Были остановки шинных заводов из-за сложностей с поставками сырья, но в данный момент цеха не простаивают, — уверен первый зампред комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев. — Отечественные аналоги тоже есть, и именно ими, конечно, снабжается и российская военная техника. Без этих покрышек, естественно, буксовала бы и вся наша военная операция, но из зоны ее проведения по большому счету не поступает известий о том, что там существует нехватка. Этим ведь занимается гособоронзаказ, который благодаря некоторой концентрации нашего ВПК все же выполняется в срок». 

Большой разницы между шинами производства России, Европы и Китая нет, подтверждает член комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Александр Толмачев. Свои технологии и удачные наработки есть у всех производителей. Например, наши «КамАЗы» побеждают в ралли-рейдах на отечественной резине. Значит, умеем и можем производить отличное дома. А если нет разницы, зачем брать импортное, задается риторическим вопросом депутат.