Автомобили LADA продавались в Европе более 40 лет и в советское время пользовались сравнительно неплохим спросом. До 1990-х годов машины импортировались в количестве более 100 тысяч штук. Однако в последнее время спрос упал, хотя некоторые машины продолжали стабильно продаваться. В горных районах Европы покупали LADA 4×4, то есть первую «Ниву», там же хорошо покупалась Chevrolet Niva по немалой цене в 12-15 тыс. евро. Пользовалась спросом и Vesta. В 2018 году «АвтоВАЗ» реализовал в Европе 5325 автомобилей, которые разошлись преимущественно в Германии. Однако в прошлом году в Тольятти было принято решение оставить европейский рынок, что вызвало недоумение у некоторых партнеров марки.
Верните легендарную LADA
Немецкий дистрибьютор бренда Lada Deutschland потребовал возобновить поставки российских машин в ЕС и, не добившись понимания у руководства бренда, разместил соответствующую петицию на интернет-портале Campact.
Предложение возобновить продажи от Lada Deutschland было направлено и руководству концерна Renault-Nissan, который является держателем контрольного пакета акций российского предприятия. Однако вряд ли LADA вернется в Германию в скором времени.
Экологические стандарты ужесточаются
Дело в том, что «АвтоВАЗ» принял решение покинуть рынок ЕС не из-за отсутствия спроса, а исходя из ужесточения требований европейского законодательства. C начала 2020 года в ЕС действуют строгие нормативы по выбросам вредных веществ в атмосферу. Норматив СО2 для легковых автомобилей не должен превышать 95 г/км. Ни один из серийных автомобилей LADA пока не соответствует этим требованиям. Последние поставки автомобилей были проведены более 1 года назад. Машины находились на складах дилеров в ЕС. Сейчас они распроданы, и к июню 2020 года новых российских автомобилей LADA в ЕС в наличии почти нет.
Как заявили в представительстве «АвтоВАЗа», компания приняла решение покинуть рынок ЕС более года назад в связи с тем, что доработка двигателей под новые экологические требования оказалась бы крайне нерентабельной на фоне небольших объемов продаж.
Концерн Renault-Nissan решил сконцентрироваться на других глобальных рынках. В Европе будет развиваться Dacia, которая продает известные нам Logan, Sandero, Duster и пр. А основные экспортные рынки для LADA — это страны СНГ, Центральная Азия, Ближний Восток, Северная Африка и Латинская Америка. Именно здесь компания намерена активно развиваться.
Самые популярные модели для экспорта — Vesta, Granta, 4×4. Всего в прошлом году разными странами было импортировано 35 тысяч машин под брендом LADA.