Подушка-убийца. Айрбег Takata выстрелил в висок водителю

В Северной Америке зарегистрирован еще один несчастный случай, в результате которого погиб водитель автомобиля Honda. По данным национальной администрации безопасности дорожного движения США (NHTSA), причиной тому стала подушка безопасности фирмы Takata, которая выстрелила в голову водителю. Это уже четвертая смерть за 2022 год, вызванная некачественными айрбегами, и 30-я в мире со времени регистрации проблемы в 2008 году.

   
   

Выстрел в голову

Трагедия произошла во Флориде на юге США. Водитель автомобиля Honda Accord 2002 года попал в небольшое дорожно-транспортное происшествие, в результате которого сработали все подушки безопасности. При этом боковой айрбег взорвался и выстрелил в голову осколками металлической гильзы от пиропатрона, в результате чего водитель получил серьезные травмы и скончался. В автомобиле были установлены печально знаменитые подушки Takata, которые уже унесли по всему свету несколько десятков жизней. Зарегистрировано 30 смертельных происшествий и несколько сотен случаев травмирования водителей.

В Honda заявили, что это уже не первая гибель людей в автомобилях данной японской марки. Руководство Honda знает о проблемах с подушками Takata, отчего объявлялось несколько отзывных кампаний, которые проводятся до сих пор. Начиная с 2011 года злополучный автомобиль числился в списках на проведение ремонта — с его владельцами пытались связаться более 300 раз в течение 11 лет. Однако из-за частых перепродаж автомобиля информация о необходимости провести замену старых подушек на новые так и не была доведена до нового владельца.

Поэтому представители NHTSA настоятельно рекомендуют всем владельцам автомобилей, на которых установлены подушки Takata, самостоятельно обратиться в любой дилерский центр и проверить по VIN-номеру, не попадает ли машина под объявленный отзыв. Эта сервисная акция действует по всему миру, в том числе и в России, и не имеет срока давности. Подушки можно заменить даже на очень старом, 15-летнем автомобиле, сменившем нескольких владельцев. Причем именно такие старые машины и несут в себе наибольшую опасность для водителей.

Все дело в нитрате аммония

По данным администрация безопасности дорожного движения (NHTSA) США, только в Штатах в 2022 году стало известно о четырех смертельных исходах и о 23 с момента начала регистрации подобных происшествий в 2008 году.

Похожий случай произошел летом 2022 года во Флориде. Подушки Takata, установленные в пикапе Ford Ranger 2006 года выпуска, взорвались и нанесли смертельные травмы водителю.

Первой зафиксированной жертвой айрбегов Takata стала Эшли Пархэм из штата Оклахома, погибшая от множественных ранений осколками пиропатрона в шею в 2009 году.

   
   

Проблема подушек Takata кроется в их гезогенераторе. Инженеры спроектировали устройство малых размеров, которое не занимало много места и обладало высокой быстротой срабатывания. Пиропатрон наполнили нитратом аммония, отличающимся повышенным газообразованием при подрыве, а избыточную мощность скорректировали за счет снижения заряда.

Однако нитрат аммония хорошо впитывает влагу и со временем измельчается, спрессовывается и усиливает свои взрывчатые свойства. При срабатывании пиропатрон разрывается и выстреливает осколками в человека, который находится в непосредственной близости к подушке. Наиболее часто подобные случаи фиксируются в регионах с повышенной влажностью.

Компактная подушка устанавливалась на многие марки машин. Ее закупали Honda, BMW, Fiat, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Subaru, Toyota, Chrysler, General Motors и многие другие производители. Поставлялись такие автомобили и в Россию. Заменить старые подушки можно, обратившись к официальным дилерам марки, даже если автомобиль приобретался не у них или был пригнан из-за границы самостоятельно. В настоящее время компания Takata обанкротилась, а обязательство по замене подушек лежит на производителях машин.