Отечественный завод объявил о приостановках производства. Как отразятся на нем перебои с поставками иностранных комплектующих?
Усложнение международной обстановки вызывает тревогу за отечественную автомобильную промышленность. Если альянс Renault-Nissan сократит свою деятельность в России, то крупнейший завод в Тольятти и ряд других производств могут оказаться в трудной ситуации. Заявленный переход на единую платформу, по сути, превратит российские заводы в промышленные площадки, где ведется сборка автомобилей из иностранных комплектующих.
Единая французская платформа
В последние дни сразу несколько компаний объявили о временной приостановке деятельности в России. К примеру, Ford Motor перестал отгружать комплектующие совместному предприятию Соллерс-Форд, из-за чего предприятие заявило «об уходе в простой с 3 марта». Кроме того, в BMW заявили, что сбои в цепочке поставок повлияют на производство на некоторых заводах концерна. Также компания Bosch, ведущий мировой поставщик запчастей для автомобильной промышленности, заявила о перебоях с поставками деталей в Россию. Трудности испытывает и Nissan. По данным Ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих (АДАК), отгрузку в Россию приостановили большинство крупных производителей автозапчастей, что связано с резким падением курса рубля и неопределенностью на границах. На этом фоне эксперты с тревогой смотрят на деятельность Renault, которому сейчас принадлежит 68% бренда Lada.
Согласно стратегии Renaulution, которую компания Renault представила в январе 2022 года, автомобили Lada к 2025 году полностью перейдут на общекорпоративную модульную платформу CMF-B, которая сейчас используется в Logan и Duster. Это означает, что АвтоВАЗ откажется не только от действительно устаревших платформ Granta и классической «Нивы», но и от сравнительно современной архитектуры для семейства автомобилей Vesta, разработанной под руководством бывшего руководителя Lada Бу Андерсона.
Технические характеристики модульной платформы CMF-B позволят внедрить элементы телематики, активной безопасности и контроля, в том числе активный круиз-контроль, автоматическое торможение, распознавание разметки и дорожных знаков и т. д. Эти системы в будущем станут обязательными для всех автомобилей и войдут в государственные стандарты.
Переход на единую платформу CMF-B позволит унифицировать Лады с автомобилями Dacia и некоторыми моделями других брендов альянса Renault-Nissan-Mitsubishi.
По заявлениям президента АвтоВАЗа Николя Мора, уровень локализации автомобилей Lada в настоящее время составляет от 50 до 90% в зависимости от модели.
Использование новой платформы CMF-B в будущем сделает эту долю более ровной для всех автомобилей Lada — около 75%.
Как повысились цены на Lada?
Высокая доля иностранных деталей уже сейчас негативно сказывается на производстве. Как только санкционное давление на Россию усилилось, АвтоВАЗ повысил цены на все автомобили. Менее всего в цене выросла классическая Lada Niva Legend. Ее цена повысилась на 63 тыс. рублей.
Granta подорожала на 86 тыс. руб. и теперь стоит от 684 900 руб.
Популярная Vesta подорожала на 170 000 руб., и теперь прайсы на нее начинаются от 1 032 900 руб.
Кроссовер XRAY продают от 1 009 900 рублей, что на 180 000 рублей дороже.
Больше всего поднялась в цене Lada Largus, которая почти полностью изготавливается из импортных комплектующих и представляет из себя Logan первого поколения. Цена Largus поднялась на 247 тысяч рублей, машина стоит от 1 246 900 рублей.
Всего три модели
Однако купить автомобили Lada сейчас не так просто. АвтоВАЗ и московский завод Renault Россия работают с перебоями. Начинаются остановки конвейера. Администрация АвтоВАЗа приняла решение о графике работы предприятий в Тольятти и Ижевске. «5 марта 2022 года объявляется днем простоя с сохранением заработной платы. Период с 9 по 11 марта объявляется днями простоя с оплатой в размере двух третей от среднемесячного заработка», — говорится в сообщении компании.
Тем самым если ситуация с поставками ухудшится, и АвтоВАЗ лишится импортных комплектующих, то предприятие сможет бесперебойно выпускать всего две модели, а именно Lada Niva Legend и Niva Travel. В них примерно 10% импортных деталей, которые можно при желании заменить. Работа по новому поколению Vesta стоит под вопросом.
«Увлечение унификацией не всегда хорошо сказывается на продажах, — рассказывает автомобильный эксперт и инженер Вячеслав Субботин. — Старая платформа Vesta, от которой решено отказаться, имела, конечно, свои слабые стороны, но обладала и достоинствами. У нее отличная подвеска от “Мегана” с крепкими рычагами и подрамником. Старая Vesta хорошо настраивалась и в некоторых моделях даже показывала достойную управляемость. К примеру, Vesta Sport выглядит очень достойно, так же, как и Vesta Cross SW.
В целом ситуация складывается таким образом, что сейчас придется налаживать производство комплектующих внутри страны».
Представители АвтоВАЗа в данной ситуации отказались от комментариев.