Ожидание на фоне ажиотажа. Как долго продлится дефицит на авторынке?

© / Andrey_Popov / Shutterstock.com

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) провела ежегодную конференцию, где были озвучены основные прогнозы на 2021 год. Несмотря на то, что в 2020 году зафиксировано падение на 9,1%, автопроизводители и дилеры питают сдержанный оптимизм и готовятся к небольшому, но стабильному росту рынка в наступившем году. Возникший зимний ажиотаж на рынке укрепляет их в этом убеждении. Насколько сильно вырастут продажи машин и когда дилеры смогут побороть возникшие очереди на популярные модели?

   
   

Насколько сильно авторынок вырастет в 2021 году?

Этой зимой возник ажиотаж на автомобильном рынке. В дилерских центрах не хватает автомобилей в наличии, чтобы удовлетворить потребности клиентов. В салонах стоят лишь несколько машин, которые уже забронированы, а склады быстро пустеют. Причиной тому ошибочные ожидания автопроизводителей и плановое сокращение выпуска. Многие предприятия осенью 2020 года останавливали конвейер и уходили на каникулы. Однако спрос возник настолько стремительно, что стал неожиданным для всех. По сравнению с ноябрем 2020 года количество обращений в автосалоны выросло на 30%, а с декабрем — на 7%. Производители еще не успели отреагировать и внести изменения в свои производственные планы.

По оценкам экспертов АЕБ, это произойдет к концу марта и на рынке наступит баланс спроса и предложения. Затем рынок замедлит рост, и по итогам 2021 года он составит 2,1%. Всего же, по прогнозам АЕБ, в 2021 году будет продано 1,632 млн новых легковых автомобилей. Это на 33 тыс. единиц больше, чем в 2020 году.

В целом на рост рынка влияют отложенный спрос, отмена коронавирусных ограничений и небольшой рост экономики. Драйвером роста являются и государственные программы поддержки спроса, а также выгодные кредиты с низкими процентными ставками.

Цены растут и на вторичном рынке тоже

Ассоциация Российских автомобильных дилеров (РОАД) отмечает, что с начала 2021 года началось повышение цен. Уже зафиксирован средний рост на 2-5%. В январе прайс-листы переписали 29 автомобильных компаний. На 2% подняли стоимость Volkswagen, Skoda и корейские бренды. За ходовые комплектации Hyundai придется доплатить от 15 тыс. до 50 тыс. руб. в зависимости от модели.

Lada повысила цену на Granta примерно на 2,5%. Машина подорожала в среднем на 11 тыс. руб. За Vesta придется заплатить примерно на 3,8%, или на 23 тыс. руб. больше.

   
   

На модели премиальных брендов цены поднялись в диапазоне 3-5%. Ощутимо подорожали автомобили Porsche. Внедорожники Cayenne стоят на 4,6% дороже. Бренд Audi оправдывает рост цен на 2,2% укреплением курса евро. По этим же причинам увеличил цену машин в среднем на 4-5% и бренд Mercedes.

Дилеры разгоняют цены еще больше за счет предложения пакетов дорогих опций. На самые популярные автомобили ставится дополнительное оборудование, которое может достигать 15% стоимости транспортного средства. Такие укомплектованные машины есть в наличии. Если покупатели отказываются их брать, то им предлагается подождать более подходящих вариантов, которые по записи должны прибыть на склады в марте-апреле.

На вторичном рынке тоже растут цены. Средняя стоимость пятилетней машины с пробегом до 100 тыс. км увеличилась на 6%. Однако купить хороший автомобиль уже проблематично. Начался дефицит ликвидных моделей. Автовладельцы не спешат сдавать их в трейд-ин, ожидая поставки новых машин. Поэтому рынок замер в ожидании реакции автопроизводителей, которые, по данным АЕБ, смогут постепенно нарастить выпуск машин только к весне. Руководствуясь прогнозами о незначительном росте рынка в 2,1%, они пока не спешат радикально менять производственные планы.