125 лет назад, 13 июня 1895 года, завершились первые гонки на автомобилях Париж — Бордо — Париж.
На первые автомобильные гонки по маршруту Париж — Бордо — Париж вышли 30 экипажей на машинах различных конструкций. Присутствовали транспортные средства как с двигателем внутреннего сгорания, так и паровики, а также электрокары. Им предстояло преодолеть более 1170 километров без права на ночлег.
Большая часть машин встала на полпути. Только 9 экипажей добрались до финиша. Победителем стал гонщик Эмиль Левассор, который совместно с Вильгельмом Майбахом построил автомобиль Panhard-Levassor с мотором внутреннего сгорания мощностью 4 л. с. Машина двигалась со средней скоростью в 24 км/ч и преодолела маршрут за 48 часов 47 минут. Это был первый автомобильный рекорд.
С тех пор автомобильные гонки приобретали все большую популярность. Рекорды скорости шли один за другим, а вместе с ними совершенствовалась и техника. Какие знаковые достижения были зафиксированы за 125-летнюю историю гонок?
Заезды по песку
Сначала в 1901-1905 годах гонщики устраивали соревнования на Английской набережной в Ницце. Трасса позволяла на прямых участках достигать скорости 110-130 км/ч. Но из-за жалоб жильцов заезды перебрались на дорогу вдоль канала Остенде-Нью-Поор на севере Бельгии. Однако и там было тесно. В итоге в 1905 году команды для рекордных заездов стали использовать океанские пляжи в американской Флориде и в английском Уэльсе.
Первый рекорд Дайтоны во Флориде поставил шотландец Артур Макдональд на автомобиле Napier. На тот момент мощность мотора была 90 л. с., что считалось много не только для машины, но даже для самолетов. Артур Макдональд 25 января 1905 года достиг скорости 168,413 км/ч.
Заезды по песку были опасными. В феврале 1927 года Малькольм Кэмпбелл на «Синей Птице» при активном старте, закопался в песок и сел на брюхо. Полсотни рабочих в течение дня готовили трассу, построили примитивный дренаж и выпустили воду из песка. Кэмпбелл поставил рекорд в 281,434 км/ч.
Пески коварны. В этот же год в Пендине гонщик Джон Парри Томас погиб при старте, когда автомобиль с цепным приводом также забуксовал в песке, цепь порвалась и одним куском хлестнула по открытой кабине. От полученных травм пилот скончался на месте.
В американской Дайтоне тоже случались катастрофы. 25 апреля 1928 года автомобиль Stutz Black Hawk с пилотом Фрэнком Локхартом зацепил колесом песчаный холм, подлетел и закувыркался на финишной прямой. Отважный гонщик погиб.
Несмотря на гибель гонщиков, на песчаных пляжах Дайтоны и Пендины на протяжении 20-30-х годов не прекращалась отчаянная борьба за взятие барьеров скорости в 200 миль/ч (322 км/ч) и 300 миль/ч (480 км/ч). На этих трассах Малькольм Кэмпбелл установил девять мировых рекордов и впервые на Blue Bird III в Дайтоне разогнался до 250 миль/ч (408,714 км/ч).
Рекорд скорости на автобанах
В континентальной Европе для рекордных заездов трасс не существовало. Их стали проводить в Германии на первом скоростном автобане Франкфурт — Дармштадт, который вступил в строй в 1935 году. Рекордные болиды строили Mercedes-Benz и Auto Union. Гонщик Рудольф Караччиола на 833-килограммовом Mercedes-Benz W25 с 12-цилиндровым мотором мощностью 616 л. с. установил шесть мировых достижений, а 27 января 1938 года впервые взял рубеж в 432 км/ч. Он вспоминал, насколько страшно ехать с высокой скоростью по дороге общего пользования: «Окружающий лес превращается в зеленую стену, а белое полотно бетонки мечется узкой тропкой между черными колоннами мостовых опор».
На этой же трассе в 1938 году погиб немецкий гонщик Бернд Роземайер, который на скорости 440 км/ч врезался в бетонную опору моста. До сих пор этот рекорд скорости никем не побит на немецких автобанах.
Соляное озеро Бонневилль
Мощность двигателей росла, и в 1935 году заезды на скорость стали проводиться на соленом озере Бонневилль в штате Юта (США). Оно представляло из себя белую гладкую пустыню, где можно было найти прямики более 20 км длиной.
Первым установил рекорд в Бонневилле все тот же легендарный Малькольм Кэмпбелл. Его «Синяя Птица» с 12-цилиндровым компрессорным авиационным мотором Rolls-Royce R объемом 36,7 л и мощностью 2300 л. с. в 1935 году разогналась до 301,12 миль/ч (484,620 км/ч).
Но уже в 1938 году в Бонневилле этот рекорд побил шестиколесный Thunderbolt, построенный американцем Джорджем Эйстоном. 16 сентября 1938 года автомобиль разогнался до 575,314 км/ч. Под капотом машины стояли два авиационных двигателя Rolls-Royce V12 общей мощностью около 5000 л. с.
Последний в истории рекорд скорости для машин с поршневым двигателем был установлен после Второй мировой войны Джоном Коббом на автомобиле собственной конструкции Railton Special, оснащенном двумя авиационными 12-цилиндровыми W-образными моторами Napier Lion VIID (WD) мощностью 1500 л. с. каждый. Кузов машины был каплевидной формы для снижения аэродинамического сопротивления. В сентябре 1947 года на соляном плато Бонневилля автомобиль разогнался до 634 км/ч.
Это был уже предел возможностей для машин с классической трансмиссией и приводом на колеса. Металл уже не мог передавать через шестерни большую мощность. Поэтому следующие рекорды скорости делались реактивными автомобилями. Поначалу их не воспринимали всерьез, потому как они были больше похожи на сухопутные самолеты без крыльев. Однако вскоре Федерация автоспорта FIA сдалась и начала регистрировать результаты.
Заезды на авиабазе Эдвардс
Скорости свыше 700 км/ч требовали цельнометаллических колес без шин. Соляное покрытие не выдерживало веса тяжелых болидов. Для рекордов были выбраны запасные взлетные полосы авиабазы Эдвардс — Edwards Air Force Base (США), которая находилась на плато высохшего озера Роджерс. Ровные грунтовки Эдвардса могли принимать все типы пассажирских и грузовых самолетов, включая даже космические шаттлы. Щелочные отложения под солнцем спеклись и приобрели плотность бетона.
На этих просторах 17 декабря 1979 года автомобиль Budweiser Rocket с ракетным двигателем разогнался до 739,66 мили/час (1190,344 км/ч). Пилот Стэн Баррет проделал только один заезд. Однако американцы не стали регистрировать рекорд в FIA, и он так и остался национальным.
Рекорд в пустыне
По-настоящему легендарным сейчас считается рекордный гиперкар Thrust SSC, который построили англичане под руководством инженера Ричарда Нобла. «Автомобиль» оснащался двумя реактивными моторами Rolls-Royce Spey, которые развивали суммарную мощность в 110 000 л. с.. Благодаря им 11-тонный болид мог достигать расчетной скорости в 1000 км/ч за 30 секунд.
Рекордные заезды начались в невадской пустыне Black Rock на дне высохшего озера Лаонтан. Песок смешался с содой и гипсом и зацементировался в твердую щелочную поверхность. На этом плато 15 октября 1997 года Thrust SSC по итогам двух заездов преодолел звуковой барьер и достиг средней скорости в 1227,986 км/ч. Рекорд был зафиксирован FIA и действует до сих пор.
Очень интересен процесс торможения машины. Сначала скорость гасится аэродинамическими заслонками, затем на скорости в 900 км/ч выстреливается парашют, который снижает ее до 400 км/ч. А потом в действие вступали тормоза на колесах. Чтобы остановиться, машине нужен 14-километровый участок ровной трассы.